Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Александр Порфирьевич Бородин
(1833–1887)

Музыка Бородина в исп. Рахманинова


Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) — русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в т. ч. и музыкальное, образование. Окончил петербургскую Медико-хирургическую академию) (1856). Доктор медицины (1858). Профессор (с 1864), заведующий кафедрой химии (с 1874), академик (1877) Медико-хирургической академии. Один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885) Женских врачебных курсов. Дружба с прогрессивными учёными Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, Н. Н. Зининым (педагог Бородина) и др., а также изучение статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена способствовали формированию передовых общественных взглядов Бородина просветителя-шестидесятника. Много времени отдавал он музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство. В 1860-х гг. стал членом «Могучей кучки». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова, а также общения с А. С. Даргомыжским сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки. В эти годы написаны 1-я симфония, опера-фарс «Богатыри» (пародия на псевдоисторическую оперу), романс «Спящая княжна» и др. Большая занятость научной, педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству обусловили длительность работы над каждым музыкальным сочинением. Так, музыка 2-й симфонии (впоследствии названная Стасовым «Богатырской») написана в основном в течение 2 лет, но завершение партитуры потребовало ещё нескольких лет. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет (не была завершена, её дописали по материалам Бородина и дооркестровали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов).
Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные — пленительные, полные неги и воинственные.
Не только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля Бородина характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым, эпическим, лирическим народным песням (по своему строению, ладовым признакам). Отличительные черты метода Бородина при опоре на народную музыку (русскую и восточную) обобщённое воспроизведение её характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных цитат; использование классических форм. Для гармонического языка, в основе своей диатоничного (хотя композитор использует и изысканный хроматизм), характерна мелодическая насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.
Наиболее значительное сочинение Бородина, образец национального героического эпоса в музыке — опера «Князь Игорь» (по «Слову о полку Игореве»). В ней объединены черты эпические оперы и исторической народно-музыкальной драмы. Бородин один из создателей русской классической симфонии. Его симфонии (1-я написана одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского) знаменовали героико-эпическое направление в русском симфонизме, вершиной которого стала 2-я симфония. Бородин был также одним из творцов русского классического квартета (особенно выделяется своей лиричностью 2-й струнный квартет). Бородин явился новатором и в области камерно-вокальной лирики. Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами («Море», «Песнь тёмного леса») ему принадлежат также сатирические, юмористические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине трагического чувства, благородству выражения элегию «Для берегов отчизны дальной». Яркое самобытное творчество Бородина оказало плодотворное воздействие на всю последующую русскую, а также и зарубежную музыку, немаловажна его роль и в развитии советской музыки.

Сочинения: Оперы опера-фарс Богатыри (1867, Москва), Князь Игорь (1890, Петербург; новая редакция Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашёва, 1974, Вильнюс); для оркестра 3 симфонии (1-я, 1867; 2-я, Богатырская, 1876; 3-я неокончена, 1-я часть записана по памяти и оркестрована А. К. Глазуновым), музыкальная картина В Средней Азии (1880); камерно-инструментальные ансамбли 2 струнных трио (1855–62), фортепианное трио (1862), 2 струнных квартета (1879–81), струнный и фортепианный квинтеты (оба 1862), струнный секстет (1861) и др.; Маленькая сюита для фортепиано, произведения для фортепиано в 2 руки, в 4 руки; романсы на слова А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, собственные и др., вокальные ансамбли.


© 2002–2009 Аркадий Чубрик · classic@chubrik.ru