Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Иоганнес Брамс
(1833–1897)

И. Брамс
Скрипичный концерт D-dur, op. 77 (Перлман)
(Стерн)


Иоганнес [нэ] Брамс (Johannes Brahms, 1833–1897) — немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство ранних сочинений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, Й. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах журнала «Neue Zeitschrift für Musik» (Mainz) приветствовал талант композитора. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе друзей музыки. В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует.
В обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и последователей Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизационный склад сочетается в ней со строгой логикой развития.
Музыкальное наследие композитора обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). 4 симфонии Брамса, из которых особенно выделяется последняя, одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Брамс понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его эпическим размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамса, видное место в которой занимают обработки народных песен. Произведения камерно-инструментального жанра относятся преимущественно к раннему (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и к позднему периодам жизни Брамса, когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепианное трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Брамса отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав с сонат, Брамс в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. В фортепианных вальсах и «Венгерских танцах» выразилось увлечение Брамса венгерским фольклором. В последний период творчества Брамс создал фортепианные произведения камерного плана (интермеццо, каприччио).

Сочинения: Для хора с оркестром Немецкий реквием (1868), Песнь судьбы, Триумфальная песнь (обе 1871), на тексты И. В. Гёте кантата Ринальдо (1868), Рапсодия (1869), Песнь Парок (1882); для оркестра 4 симфонии (1876–85), 2 серенады (1857–60), Вариации на тему Й. Гайдна (1873), Академическая и Трагическая увертюры (1881); концерты для инструментов с оркестром 2 для фортепиано (1858, 1881), для скрипки (1878), двойной для скрипки и виолончели (1887); камерно-инструментальные ансамбли сонаты (3 для скрипки и фортепиано, 1878–88; 2 для виолончели и фортепиано, 1862–86; 2 для кларнета и фортепиано, 1894), 3 фортепианных трио (1853–86), трио для фортепиано, скрипки и валторны (1865), для фортепиано, кларнета и виолончели (1891), 3 струнных квартета (1861–75), 2 струнных квинтета (1882–90), фортепианный квинтет (1862), квинтет для кларнета и струнных (1891); для фортепиано в 2 руки 3 сонаты (1852–53), вариации на тему Р. Шумана (1854), вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (1861), баллады, фантазии, рапсодии, интермеццо, каприччио; для фортепиано в 4 руки 4 тетради Венгерских танцев, Песни любви вальсы (1874), Новые песни любви вальсы (1877); для органа 11 хоральных прелюдий и др.; для хора около 60 смешанных хоров, 7 песен Марии (1859), 7 мотетов (1864–89); вокальные ансамбли для голоса с фортепиано 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, около 200 романсов и песен; 4 серьёзных напева (1896); свыше 100 обработок народных песен (в т. ч. 49 немецких народных песен).


© 2002–2014 Аркадий Чубрик · SMS · E-mail