Георг Фридрих Гендель (George Frideric Händel, 1685–1759) — немецкий композитор. Обнаружилв раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т. ч. дар импровизатора.С 9-летнего возраста брал уроки композициии игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантатыи органные пьесы.В 1702 изучал юриспруденциюв университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.С 1703 Гендель— 2-й скрипач, затем клавесинисти композитор Гамбургской оперы.В Гамбурге был написан ряд сочинений, в т. ч. опера «Альмира, королева Кастильская»(1705). В 1706–10 совершенствовалсяв Италии, где выступал как виртуозна клавесине и органе (предположительно состязалсяс Д. Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина»(1709, Венеция). В 1710–16 придворный капельмейстерв Ганновере, с 1712 жил преимущественнов Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо»(1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одногоиз крупнейших оперных композиторов Европы.Он участвовал в оперных предприятиях(т. н. академиях), ставил свои оперы,а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работав «Королевской академии музыки»в Лондоне. Гендель создавалпо несколько оперв год. Независимый характер композитора осложнял его отношенияс определёнными кругами аристократии, кроме того, жанроперы-сериа, в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике(об этом свидетельствовала постановкав 1728 сатирической «Оперы нищего» Дж. Геяи И. К. Пепуша, направленной против антинациональной придворной оперы).В 1730-е гг. композитор ищет новые путив музыкальном театре— усиливает роль хораи балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе— 1735).В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич).По выздоровлении возвратилсяк творческой и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия»(1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которойон посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя— оратории «Израильв Египте» (1739), «Мессия»(1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий,в т. ч. «Иуды Маккавея»(1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшаяк борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора.Во время работы над последней ораторией «Иевфай»(1752) у Генделя резко ухудшилось зрение,он ослеп; вместес тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.На материале библейских сказанийи их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствийи страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетаютв себе масштабность (мощные хоры)и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистическое, жизнеутверждающее начало, объединяющеев единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитави творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставалсяпо истокам творчестваи образу мышления немецким музыкантом, формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона.На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального бароккои проложил путик музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремилсяк созданию музыкальной драмыв рамках оперыи оратории. Не порывая окончательнос канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Нарядус высокой героикойв операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия»— одиниз ранних образцовт. н. dramma giocosa).В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил исканияв области музыкальной драмы,в сюжетном и композиционном планах, ориентируясьна классическую французскую драматургию П. Корнеляи Ж. Расина, а также обобщил свои достиженияв области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального концертного стиля.На протяжении всего творческого пути Гендель работали в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особеннов оркестровых произведениях, гомофонно-гармонический стиль преобладаюту Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационнойи ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияниена Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка.В различных странах основаны Генделевские общества.В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.
Сочинения: Оперы (свыше 40), в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе— 1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730),Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Арнодант, Альчина (обе— 1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все— Лондон); оратории,в т. ч. Триумф Времении Правды (1707;3-я редакция 1757), Ациси Галатея (3-я редакция 1732), Эсфирь (первоначальное название Амани Мордехай, 1720;2-я редакция 1732), Гофолия (Аталия, 1733), Саул, Израильв Египте (обе— 1739), L’Allegro,il Penseroso ed il moderato (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); около 100 итальянских кантат(1707-09, 1740-59); церковная музыка,в т. ч. УтрехтскийTe Deum (1713), ДеттингенскийTe Deum (1743), антемы, псалмы; для оркестра— Concerti grossi (издано6 концертов в 1734, 12 в 1740); сюиты— Музыкана воде (1717), Музыка фейерверка (1749); органные концерты (изданопо 6 в 1738, в 1740, в 1761); трио-сонаты; клавирные сюиты; вокальные дуэтыи терцеты; английскиеи итальянские песни; немецкие арии; музыкак спектаклям драматического театра и др.