Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Феликс Мендельсон
(1809–1847)

Цикл «Песни без слов» — 3 пьесы (Горовиц)


Музыка Мендельсона в исп. Рахманинова

mp3-записи Мендельсона на ArtOfPiano.ru



Музыка Мендельсона в исп. Чубрика


Феликс Мендельсон [дэ] (Felix Mendelssohn, 1809–1847) — немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель. На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, привившим Мендельсону симпатии к классическому искусству, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан Мендельсоном в Берлинском университете. Создание увертюры к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826) свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным событием в музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И. С. Баха (1829). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829–32 Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской» симфониях и других сочинениях. В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833–35 музик-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена). С 1835 дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность. В 1843 по инициативе Мендельсона открылась Лейпцигская консерватория.
Мендельсон один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона основателя лейпцигской школы отличалась ориентацией на классические образцы), но искавший новый тип выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни («Песни без слов» для фортепиано и др.). Специфичная для Мендельсона образная сфера изящная фантастическая скерцозность (увертюра из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» и др.). Исполнительский стиль Мендельсона-пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др.). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры («Морская тишь и счастливое плавание», 1832, и др.).

Сочинения: Оперы Свадьба Камачо (по М. Сервантесу, 1827), Возвращение с чужбины (1829, обе Берлин), Лорелея (неоконченная; 1852, Бирмингем); оратории Павел (1836), Илия (1846), Христос (неоконченная); церковная хоровая музыка, кантаты; для оркестра 5 симфоний (1824; Реформаторская, № 5 — 1832; Итальянская, № 4 — 1833; Симфония-кантата Хвалебный гимн, № 2 1840; Шотландская, № 3 — 1842), 7 концертных увертюр, в т. ч. Гебриды, или Фингалова пещера (1830; 2-я редакция 1832); 13 симфоний для струнного оркестра (1821–23); концерты с оркестром, в т. ч. для фортепиано (1831, 1837), для скрипки (1844); камерные ансамбли, в т. ч. 4 фортепианных, 7 струнных квартетов; сочинения для фортепиано («Песни без слов», 1829–45, и др.), для органа; около 60 хоров, свыше 100 песен; музыка к спектаклям драматического театра («Сон в летнюю ночь» Шекспира, 1842) и др.


© 2002–2009 Аркадий Чубрик · classic@chubrik.ru