Соната
Симфония № 40
Музыка Моцарта в исп. Рахманинова
Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791) — австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухоми памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца— Л. Моцарта. Первые сочинения появилисьв 1761. С 6-летнего возрастас триумфом гастролировалв Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии.В 1765 в Лондоне исполнены его1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал урокиу Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академиив Болонье. В 1769–81 (с перерывами) состоялна придворной службеу архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер,с 1779 как органист.В 1781 переехалв Вену, где создал оперы «Похищениеиз сераля», «Свадьба Фигаро»; выступалв концертах («академиях»).В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу«Дон Жуан», тогдаже получил назначениена должность «императорскогои королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II.В 1788 создал3 наиболее известные симфонии:Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступалс концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был однимиз первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, однимиз основоположников классического стиляв музыке, связанногос разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации.В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременнов нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивостии естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносностьи красота сочетаютсяв музыке Моцартас глубоким драматизмом. Возвышенноеи обыденное, трагическоеи комическое, величественноеи грациозное, вечноеи преходящее, общечеловеческоеи индивидуально -неповторимое, национально-характерное предстаютв сочинениях Моцартав динамическом равновесиии единстве. В центре художественного мира Моцарта— человеческая личность, которуюон раскрывает как лирики одновременно как драматург, стремяськ художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основанана раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образовв процессе их взаимодействия.В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказалина Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы,а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К.и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировалсяна созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергаяих вместес тем индивидуальному отбору и переосмыслению.Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вкладв развитие сонатной формыи сонатно -симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармоническогои полифонического склада, формих синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпохув развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматическойи музыкально -симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмыв «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро»на базе оперы-буффа пришёлк реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратилв философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезомоперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени.В зрелые годы симфония приобретаету Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведениес индивидуализированной драматургией (симфонииD-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии Моцарта— важный этапв истории мирового симфонизма. Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяютсяпо значению струнные квартетыи квинтеты, скрипичныеи фортепианные сонаты. Ориентируясьна достижения Й. Гайдна, Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка.В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанногос переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепианос оркестром, дают представлениеоб исполнительском искусстве самого Моцартас присущей ему блестящей виртуозностьюи вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестраи ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада»(1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.
Сочинения: Оперы — Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе— Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (1781, обе— Мюнхен), Похищениеиз сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе— Вена),Дон Жуан (1787, Прага),Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) и др.; балетная музыка; ораториии кантаты; мессы; реквием(не окончен); для оркестра— симфонии,в т. ч. D-dur (Haffner, 1782),C-dur (Linzer, 1783),D-dur (Prager, 1786),Es-dur (1788),g-moll (1788),C-dur (1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инструментовс оркестром — около30 для фортепиано(d-moll, 1785;A-dur, c-moll, 1786;B-dur, 1791, и др.), для скрипки(5), для кларнета(A-dur, 1791), для валторны(4); камерно-инструментальные ансамбли— 6 струнных квинтетов(в т. ч. g-moll, 1787), свыше20 струнных квартетов(в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й. Гайдну,1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты; для фортепианои скрипки — сонаты(свыше 30), вариации; для фортепиано— сонаты(19 — в 2 руки, 5 — в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, ариии вокальные ансамбли; вокальные каноны и др.