Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Модест Петрович Мусоргский
(1839–1881)

«Картинки с выставки» (Горовиц)


Музыка Мусоргского в исп. Рахманинова


Модест э] Петрович Мусоргский (1839–1881) — русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фортепиано под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации. С 1849 постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, в 1852–56 — в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки у пианиста Ант. А. Герке. В 1852 издано первое сочинение Мусоргского полька «Подпрапорщик» для фортепиано. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. В 1858 вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863–67), Лесного департамента и в ревизионной комиссии Государственного контроля (1868–80). Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения.
Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство (1856–57) с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 50-х — начала 60-х гг. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии «Царь Эдип» Софокла; оркестровые, фортепианные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1856 возник замысел (не осуществлён) оперы «Ган Исландец» (по В. Гюго). В 1863–65 работал над оперой «Саламбо» (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области декламационной оперы явилась его «Женитьба» (на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868–69; 2-я редакция 1872). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров, опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872–80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875–77), а также «Детская» (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874).
После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». В 1920-х гг. проведена большая работа (П. А. Ламм, Б. В. Асафьев) по восстановлению авторских редакций. Д. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки» (завершена, оркестрована) принадлежит В. Я. Шебалину.
Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х гг. 19 в., с идеями русских революционных демократов, а в 70-х гг. — с такими течениями русской мысли, как народничество и др. В центре его творчества народ как «личность, одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», писал он Стасову. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако музыкальный язык Мусоргского, продолжателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие от норм западноевропейской классики (в т. ч. от сонатности), а также его мелодика естественная, «творимая говором», т. е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приёмами, с последованиями звучностей экспрессионистического плана. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Л. Яначек, О. Мессиан. В 1968 в деревне Наумово (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.

Сочинения: Оперы Саламбо (1866, не окончена), Женитьба (1-е действие, 1868; досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, 1931, Москва; оркестровая редакция Г. Н. Рождественского, 1985), Борис Годунов (1869; 2-я редакция 1874, Петербург; в редакции Н. А. Римского-Корсакова, 1896, Петербург; в редакции Д. Д. Шостаковича, 1959, Ленинград), Хованщина (1872–80; завершена и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883, постановка 1886, Петербург; в редакции Шостаковича экранизирована в 1959, постановка 1960, Ленинград), Сорочинская ярмарка (1880; завершена Ц. А. Кюи, 1917, Петроград; в редакции В. Я. Шебалина, 1931, Ленинград); для оркестра скерцо (1858), интермеццо (1867), Ночь на Лысой горе (1867), марш Взятие Карса (1880); для фортепиано Картинки с выставки (1874; в оркестровке М. Равеля, 1922); для хора и оркестра хор из музыки к трагедии «Царь Эдип» Софокла (1860), Поражение Сеннахериба (1867); для солистов, хора и фортепиано Иисус Навин (1877); для голоса и фортепиано сборник Юные годы (1865), циклы Детская (слова Мусоргского, 1872), Без солнца (слова Голенищева-Кутузова, 1874), Песни и пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова, 1875–77), песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцова и др., на собственные тексты; записи и обработки народных песен.


© 2002–2017 Аркадий Чубрик · SMS · E-mail