Камиль Сен-Санс (CamilleSaint-Saëns, 1835–1921)— французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критики писатель, педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1881). Почётный член Петербургского отделения Русского музыкального общества (1909). Занималсяв Парижской консерваторииу Ф. Бенуа (орган), Ф. Галеви (композиция).В 1853–77 органиств соборах Парижа, одновременно(1861–65) преподавал (фортепиано)в школе Л. Нидермейера. Среди учеников: Г. Форе, А. Мессаже. Концертировал как пианисти дирижёр (исполнял преимущественно собственные сочинения),в т. ч. в России (в 1875 и 1887). Основал совместнос Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871).Наиболее яркая область творчества Сен-Санса — симфоническаяи инструментально -ансамблевая музыка: симфонияс органом (памяти Ф. Листа, 1886), симфонические поэмы(в т. ч. «Пляска смерти», 1874), концерты, «Интродукцияи рондо -каприччиозо» для скрипкии оркестра (1863).В сочинениях Сен-Санса господствуют светлая поэтическая лирика, радостные настроения, сочная жанровость, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм.Из опер Сен-Санса выделяется «Самсони Далила» (1876), отмеченная чертами ориентализма.Её отличают эпическая ораториальность, проникновенная лирикаи драматизм. С 1872 Сен-Санс вёл интенсивную музыкально-критическую деятельность.
Сочинения: Оперы — Самсони Далила (1877, Веймар), Прозерпина (1887, Париж), Асканио (1890, тамже) и др.; балет; оратории; для оркестра— 5 симфоний (1853–86), симфонические поэмы,в т. ч. Прялка Омфалы (1872), Пляска смерти (1874), Алжирская сюита (1880), и др.; концертыс оркестром — 5 для фортепиано(1858–96), 3 для скрипки(1858–80), 2 для виолончели (1872, 1902); Интродукцияи рондо -каприччиозо для скрипкии оркестра (1863); Карнавал животных для инструментального ансамбля (1886); камерно-инструментальные ансамбли; произведения для фортепиано, для органа; романсы, фортепианные транскрипции; музыка для драматического театра и др.