Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Родион Константинович Щедрин
(род. 1932)



Музыка Щедрина в исп. Чубрика


Родион Константинович Щедрин (род. 1932) советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1981). В 1955 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина, фортепиано у Я. В. Флиера. Один из ведущих мастеров современной музыки, автор сочинений крупных форм, в т. ч. опер, балетов, симфонических и вокально-симфонический произведений. Разрабатывает различные жанры русского фольклора (особенно частушку), свободно применяя современные средства композиторской техники. Обогатил выразительные возможности музыки, создал новый тип вокально-инструментального произведения («Поэтория»), ввёл приёмы народной манеры пения в академические жанры (оратория «Ленин в сердце народном» и опера «Не только любовь»). Многие достижения Щедрина в области музыкального театра связаны с воплощением русской литературной классики (опера «Мёртвые души», балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»). Значительно обогатил современный инструментальный репертуар (в т. ч. полифоническими циклами). Участник жюри многих международных конкурсов композиторов и пианистов. Автор критических статей. Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979), Академии искусств ГДР (1983). Почётный член Международного музыкального совета (1985). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1972).

Сочинения: Оперы Не только любовь (по мотивам рассказов С. П. Антонова, 1961), Мёртвые души (либретто Щедрина по Н. В. Гоголю, 1977, обе Москва); балеты Конёк-Горбунок (по П. П. Ершову, 1960), Кармен-сюита (свободная транскрипция музыки оперы «Кармен» Бизе, 1967), Анна Каренина (по Л. Н. Толстому, 1972), Чайка, Дама с собачкой (по А. П. Чехову, 1980, 1985; все Москва); для солистов, хора и оркестра оратория Ленин в сердце народном (слова народные, 1969), сатирическая кантата Бюрократиада (1963), Поэтория (концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и оркестра, слова А. А. Вознесенского, 1968); для симфонического оркестра 2 симфонии (1958, 1965); для камерного оркестра Камерная сюита (1961), Музыка для города Кётена (1984), Геометрия звука (1987); концерты для оркестра Озорные частушки (1963), Звоны (1968), Автопортрет (1984), Стихира на тысячелетие крещения Руси (1987), сюиты; 3 концерта для фортепиано с оркестром (1954, 2-я редакция 1974; 1966; 1973); Фрески Дионисия для 9 инструментов (1981). Музыкальное приношение для органа и духовых инструментов (1983); для фортепиано 24 прелюдии и фуги, Полифоническая тетрадь, Тетрадь для юношества, пьесы (В подражание Альбенису, Юмореска, Бассо остинато и др.); Эхо-соната для скрипки соло; хоры, в т. ч. на слова А. С. Пушкина, А. Т. Твардовского, А. А. Вознесенского, хоровая музыка Запечатлённый ангел (по Н. С. Лескову, 1988); музыка к спектаклям драматического театра, кинофильмам (в т. ч. «Высота», «Коммунист», «Нормандия Неман») и др.


© 2002–2009 Аркадий Чубрик · classic@chubrik.ru