Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Ян Сибелиус
(1865–1957)

Скрипичный концерт d-moll (Стерн)


Ян Сибелиус (Jean Sibelius, 1865–1957) финский композитор, педагог. Учился у М. Вегелиуса и др. С 1891 преподавал в Хельсинкской консерватории (композиция, скрипка). Первое значительное произведение Сибелиуса симфония «Куллерво» (основана на образах карело-финского эпоса «Калевала», 1892), свидетельствовавшая о возникновении национального финского романтического стиля. В 18901910-х гг. завоевали признание в Финляндии и других странах его симфонии, а также симфонические поэмы, основанные на финской народной поэзии, истории, мифологии и эпосе, в т. ч. наиболее известное сочинение Сибелиуса «Туонельский лебедь» (написанное на сюжет «Калевалы») из оркестровой сюиты «Лемминкяйнен». Глава финской композиторской школы, Сибелиус стал одним из видных представителей мирового симфонизма. Для Сибелиуса, тяготевшего к программности, характерны виртуозное владение искусством преобразования тем, синтезирование классических и романтических принципов формообразования. Не цитируя народных мелодий, Сибелиус органично претворял музыкальный фольклор, используя его ладово-гармонические и ритмические особенности. Сочинения Сибелиуса отличаются своеобразной северной строгостью и одновременно непосредственностью высказывания. Характерны патриотические мотивы, которыми проникнуты 2 первые симфонии, симфоническая поэма «Финляндия», кантата «Край родной», хоровые сочинения. Образы финской природы претворены в 4-й симфонии, симфонических поэмах «Сага», «Весна», «Дриада», «Океаниды» и других сочинениях, музыкальный язык которых близок импрессионизму. Сибелиус автор около 100 романсов и песен, лучшие из них — «Чёрные розы», «Тростник», «Девушка вернулась со свиданья». Произведениям 1910–15-х гг. присущи ритмическая свобода и причудливость, тематическая мозаичность; в них появляются тревожные настроения (4-я симфония, 1914, и др.). В последних сочинениях Сибелиус вернулся к простоте и классической ясности формы (7-я симфония, симфоническая поэма «Тапиола»). Среди других популярных произведений Сибелиуса концерт для скрипки с оркестром и «Грустный вальс» (из музыки к спектаклю по пьесе «Смерть» А. Ярнефельта). Творчеству Сибелиуса посвящён ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса» (с 1951, Хельсинки).

Сочинения: Балет-пантомима Скарамуш (1922, Копенгаген); для солистов, хора и оркестра симфония Куллерво (1892); для оркестра7 симфоний (1899–1924), сюита Лемминкяйнен (4 легенды, 1893–96), симфонические поэмы, в т. ч. Сага (последняя редакция 1901), Весенняя песня (1894), Финляндия (1899), Дочь Севера (1906), Ночная скачка и восход солнца (1907), Тапиола (1926); концерт для скрипки с оркестром (1903; 2-я редакция 1905); струнный квартет Voces intimae (1909); пьесы для скрипки с фортепиано (свыше 50), для фортепиано (около 130); сочинения для голоса с оркестром; песни; музыка к спектаклям драматического театра (в т. ч. в виде оркестровых сюит) и др.


© 2002–2017 Аркадий Чубрик · SMS · E-mail