Музыка Баха в исп. Чубрика
|
Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750)— немецкий композитор, органист. При жизни славился как органисти клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современникамив связи с практической деятельностью, протекавшейв типичной для музыканта17–18 вв. обстановке церкви, двораи города. Детские годы провёлв Эйзенахе, в 1695 –1702 училсяв Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте игрална органе, клавире, скрипке, альте, пелв хоре, был помощником кантора.В 1703–07 органист Нойкирхев Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхев Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист,камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстерв Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстерв Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхеи городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).Бах — одиниз величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких вековна грани бароккои классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хоралас традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифоническогои гомофонного, вокальногои инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанрови стилей в его творчестве.Ведущий жанр в вокально -инструментальном творчестве Баха— духовная кантата. Бах создал5 годовых циклов кантат, которые различаютсяпо принадлежности к церковному календарю,по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия),по роли хорала и т. д.Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская»и «Кофейная». Выработанныев кантате драматургия, принципы нашли претворениев мессах, «Страстях». «Высокая» мессаh-moll, «Страстипо Иоанну», «Страстипо Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное местов инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованныеот своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационныеи полифонические приёмы сочиненияи современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслили обновил традиционные жанры органной музыки— токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, одиниз крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир»— первыйв истории музыки опыт художественного применения разработанногона рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист,в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжениеи завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работална протяжении последних10 лет жизни. Бах— автор одногоиз первых клавирных концертов— Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра— сонаты, сюиты, партиты, концерты— знаменует значительное расширение выразительныхи технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментови универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровыеи композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапомна пути к классической симфонии.При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей— родоначальник баховедения И. Н. Форкель (опубликовалв 1802 очерк жизнии творчества Баха), К. Ф. Цельтер, чья деятельностьпо сохранению и пропаганде наследия Баха привелак исполнению «Страстейпо Матфею» под управлением Ф. Мендельсонав 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсомк возрождению творчества Бахав 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.
Сочинения: Для солистов, хора и оркестра — Страстипо Иоанну (1724), Страстипо Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса(h-moll, около1747–49; 1-я редакция 1733),4 короткие мессы(1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше20 светских); для оркестра— 6 Бранденбургских концертов(1711–20), 5 увертюр (сюит,1721–30); концерты для инструментовс оркестром — для1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли— 6 сонат для скрипкии клавира, 3 сонаты для флейтыи клавира, 3 сонаты для виолончелии клавира, трио-сонаты; для органа— 6 органных концертов(1708–17), прелюдиии фуги, фантазиии фуги, токкатыи фуги, пассакальяc-moll, хоральные прелюдии; для клавира— 6 английских сюит,6 французских сюит,6 партит, Хорошо темперированный клавир(том 1 — 1722,том 2 — 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки— 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава— Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги(1740–50) и др.