Жорж Бизе [зэ] (Georges Bizet, 1838–1875) — французский композитор. В 1857 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у Л. Ф. Мармонтеля (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). Получил Римскую премию, в 1858–60 жил в Италии. Блестящий пианист, Бизе отказался от концертной деятельности, всецело посвятив себя композиторскому творчеству. Уже первое крупное сочинение Бизе — симфония C-dur (1855, опубликована в 1935) свидетельствует о самобытном даровании композитора. В ней проявились характерные для его стиля отточенность формы, чёткость изложения. 60-е гг. для Бизе — время творческого становления: были созданы лирические оперы «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха. События франко-прусской войны и Парижской Коммуны способствовали утверждению демократических взглядов композитора и его стремлений к правдивому, реалистическому искусству. В 70-е гг. — период творческой зрелости Бизе — созданы опера «Джамиле» (по поэме «Намуна» А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Овладев ритмоинтонационными особенностями народных напевов, почти не прибегаяк цитатам, Бизе достоверно воссоздал в этих произведениях характер восточной и провансальской музыки. Эти партитуры отличают мастерское владение выразительными средствами оркестра. Большой популярностью пользуются 2 оркестровые сюиты из музыкик «Арлезианке»(1-я составлена автором, исполнение 1872; 2-я — композитор Э. Гиро, исполнение 1885). Опера «Кармен» (по новелле П. Мериме, 1875) — одна из вершин французского оперного реализма. Её герои — простые люди с сильнымии противоречивыми характерами. В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, многослойность и многоликость народных сцен, напряжённый ход драматических событий. На премьерев театре «Опера комик» (1875) «Кармен» была резко отрицательно встречена буржуазной публикой. Успех опере принесла постановка в том же году в Венев редакции Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-й акт включены балетные сцены на музыкуиз «Пертской красавицы» и «Арлезианки»). «Кармен» стала одной из самых популярных опер в мире.П. И. Чайковский писал в 1880, что «это в полном смысле слова шедевр».
Сочинения:Оперы —Дон Прокопио (1859, постановка 1906, Монте-Карло), Искатели жемчуга (1863, Париж), Иван Грозный (1865, постановка 1946, Вюртемберг), Пертская красавица (1867, Париж), Джамиле (1872, там же), Дон Родриго (1873, не окончена), Кармен (1875, Париж; в редакции Э. Гиро, 1875, Вена) и др.;оперетты(постановка в Париже) — Доктор Миракль (1857), Мальбрук в поход собрался (1867) и др.; кантаты, оды-симфонии;дляоркестра —2 симфонии(1855–59;2-я уничтожена Бизе), Рим, Маленькая оркестровая сюита (обе — 1871), сюиты из Арлезианки(№ 1, 1872;№ 2, составлена Э. Гиро, 1885) и др.; хоры с оркестроми a cappella; пьесы для фортепиано, фортепианные дуэты; романсы, песни;музыкакспектаклямдраматическоготеатра —«Арлезианка» Доде (1872, Париж) и др.