Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) — русский композитор,учёный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее,в т. ч. и музыкальное, образование. Окончил петербургскую Медико-хирургическую академию) (1856). Доктор медицины (1858). Профессор(с 1864), заведующий кафедрой химии(с 1874), академик (1877) Медико-хирургической академии. Одиниз организаторов (1872)и педагогов (до 1885) Женских врачебных курсов. Дружбас прогрессивными учёными— Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, Н. Н. Зининым (педагог Бородина) и др.,а также изучение статей В. Г. Белинскогои А. И. Герцена способствовали формированию передовых общественных взглядов Бородина— просветителя-шестидесятника. Много времени отдавалон музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство.В 1860-х гг. стал членом «Могучей кучки». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова,а также общенияс А. С. Даргомыжским сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки.В эти годы написаны1-я симфония, опера-фарс «Богатыри»(пародия на псевдоисторическую оперу), романс «Спящая княжна» и др. Большая занятость научной, педагогической работойи в то же время высокая требовательностьк композиторскому творчеству обусловили длительность работы над каждым музыкальным сочинением. Так, музыка2-й симфонии (впоследствии названная Стасовым «Богатырской») написанав основном в течение 2 лет, но завершение партитуры потребовало ещё нескольких лет. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал18 лет (не была завершена,её дописали по материалам Бородинаи дооркестровали Н. А. Римский-Корсакови А. К. Глазунов). Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовьк родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное местов музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса,к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетаетсяу Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика— мужественная, уравновешеннаяи в то же время страстная, трепещущая. Нарядус чутким проникновениемв характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока.В его произведениях соседствуют русские образыи восточные — пленительные, полные неги и воинственные.Не только для образного содержания,но и для всего музыкального стиля Бородина характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основанана принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного пребыванияв одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым, эпическим, лирическим народным песням(по своему строению, ладовым признакам). Отличительные черты метода Бородина— при опорена народную музыку (русскуюи восточную) обобщённое воспроизведениееё характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных цитат; использование классических форм. Для гармонического языка,в основе своей диатоничного (хотя композитор используети изысканный хроматизм), характерна мелодическая насыщенность, идущаяот русской народной подголосочной полифонии.Наиболее значительное сочинение Бородина, образец национального героического эпоса в музыке — опера «Князь Игорь»(по «Слову о полку Игореве»).В ней объединены черты эпические оперыи исторической народно-музыкальной драмы. Бородин— одиниз создателей русской классической симфонии. Его симфонии(1-я написана одновременнос первыми образцами этого жанрау Н. А. Римского -Корсаковаи П. И. Чайковского) знаменовали героико-эпическое направлениев русском симфонизме, вершиной которого стала2-я симфония. Бородин был также однимиз творцов русского классического квартета (особенно выделяется своей лиричностью2-й струнный квартет). Бородин явился новатороми в области камерно-вокальной лирики. Первым ввёлв романс образы русского богатырского эпоса. Нарядус эпическими романсами-балладами («Море», «Песнь тёмного леса») ему принадлежат также сатирические, юмористические песни. Тонкий художник романса,он создал неповторимуюпо глубине трагического чувства, благородству выражения элегию«Для берегов отчизны дальной». Яркое самобытное творчество Бородина оказало плодотворное воздействиена всю последующую русскую,а также и зарубежную музыку, немаловажна его рольи в развитии советской музыки.
Сочинения: Оперы — опера-фарс Богатыри (1867, Москва), Князь Игорь (1890, Петербург; новая редакция Ю. А. Фортунатоваи Е. М. Левашёва, 1974, Вильнюс);для оркестра — 3 симфонии (1-я, 1867; 2-я, Богатырская, 1876;3-я неокончена, 1-я часть записанапо памяти и оркестрована А. К. Глазуновым), музыкальная картинаВ Средней Азии (1880); камерно-инструментальные ансамбли— 2 струнных трио(1855–62), фортепианное трио (1862),2 струнных квартета(1879–81), струнныйи фортепианный квинтеты (оба— 1862), струнный секстет (1861) и др.; Маленькая сюита для фортепиано, произведения для фортепианов 2 руки, в 4 руки; романсына слова А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, собственные и др., вокальные ансамбли.