Иоганнес [нэ] Брамс (Johannes Brahms, 1833–1897) — немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство ранних сочинений позже уничтожил. В возрасте20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, Й. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853на страницах журнала «Neue Zeitschrift für Musik» (Mainz) приветствовал талант композитора. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе друзей музыки. В середине70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует.
В обстановке борьбы сторонников Ф. Листаи Р. Вагнера (веймарская школа) и последователейФ. Мендельсонаи Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнувк какому-либоиз этих направлений, Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизационный склад сочетается в нейсо строгой логикой развития.
Музыкальное наследие композитора обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). 4 симфонии Брамса, из которых особенно выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеноми Ф. Шубертом Брамс понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его эпическим размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамса, видное место в которой занимают обработки народных песен. Произведения камерно-инструментального жанра относятся преимущественно к раннему(1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и к позднему периодам жизни Брамса, когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепианное трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Брамса отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав с сонат, Брамс в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. В фортепианных вальсах и «Венгерских танцах» выразилось увлечение Брамса венгерским фольклором. В последний период творчества Брамс создал фортепианные произведения камерного плана (интермеццо, каприччио).
Сочинения:Дляхорасоркестром —Немецкий реквием (1868), Песнь судьбы, Триумфальная песнь (обе — 1871), на тексты И. В. Гёте — кантата Ринальдо (1868), Рапсодия (1869), Песнь Парок (1882);дляоркестра —4 симфонии(1876–85),2 серенады(1857–60), Вариации на тему Й. Гайдна (1873), Академическая и Трагическая увертюры (1881);концертыдляинструментовсоркестром —2 для фортепиано (1858, 1881), для скрипки (1878), двойной для скрипки и виолончели (1887);камерно-инструментальныеансамбли —сонаты (3 для скрипки и фортепиано,1878–88;2 для виолончели и фортепиано,1862–86;2 для кларнета и фортепиано, 1894), 3 фортепианных трио (1853–86), трио для фортепиано, скрипки и валторны (1865), для фортепиано, кларнета и виолончели (1891), 3 струнных квартета (1861–75),2 струнных квинтета (1882–90), фортепианный квинтет (1862), квинтет для кларнета и струнных (1891);дляфортепианов2руки —3 сонаты(1852–53), вариации на тему Р. Шумана (1854), вариации и фугана тему Г. Ф. Генделя (1861), баллады, фантазии, рапсодии, интермеццо, каприччио;дляфортепианов4руки —4 тетради Венгерских танцев, Песни любви — вальсы (1874), Новые песни любви — вальсы (1877);дляоргана —11 хоральных прелюдий и др.;дляхора —около 60 смешанных хоров, 7 песен Марии (1859), 7 мотетов(1864–89);вокальныеансамблидляголосасфортепиано —60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, около 200 романсов и песен;4 серьёзных напева (1896); свыше 100 обработок народных песен (в т. ч.49 немецких народных песен).