| Соната № 2 | (Горовиц)
| (Поллини)
| (Рубинштейн)
| |
Концерт № 1
Концерт № 2
Музыка Шопена в исп. Рахманинова
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin, 1810–1849) — польский композитор, пианист. Первоначальное музыкальное образование получилу В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснерав Высшей музыкальной школев Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьбаза независимость Польши (восстание под руководством Т. Костюшков 1794, в котором принимал участие отец композитора— Николай Шопен, выходециз Франции), а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитораи пианиста (первые полонезы изданыв 1817) развиваласьв творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.)и венской классической школы.В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий (Большая фантазияна польские темыB-dur для фортепианос оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр(в т. ч. ноктюрн),а также крупные формы (соната для фортепиано№ 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода— 2 концерта для фортепианос оркестром. Шопен-виртуоз получил признаниев Вене, где выступалс концертами в 1829 и 1830–31. После поражения польского восстания(1830–31) Шопен, связанныйс участниками восстания,не смог вернутьсяна родину и остался до конца жизнив Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями литературной, художественнойи музыкальной жизни (знакомствос Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.). Отказавшисьот карьеры виртуоза (Шопен много выступалв открытых концертах тольков первые годы жизнив Париже), он сосредоточил свои поискив области композиторского творчества, создавв 1830–40-х гг. выдающиеся произведенияв различных жанрах фортепианной музыки.Их объединяет тема Родины, приобретающаято героико -драматическийи трагедийный характер (этюд№ 12, прелюдииa-moll и d-moll, скерцо№ 1, баллада№ 1, сонатаb-moll с траурным маршем, полонезыes-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезыA-dur, As-dur). В произведениях 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазияf-moll, сонатаh-moll и др.). В 1835 и 1836 Шопен выезжалв Германию, в 1837 — в Лондон. Зиму1838–39 провёлна острове Майорка (Испания).В последние годы жизнь Шопена осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывомс Ж. Санд и тяжёлой болезнью. После кончины Шопена его сердце(по желанию композитора) было перевезенона родину, в Желязову-Волю. Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена— родоначальника польской музыкальной классики, выдающегося пианиста своего времени— уникальное явлениев истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фортепианной музыки,он сконцентрировал в ней разнообразнейшиеи наиболее перспективные художественные тенденции времени. Художественный мир Шопена отличается универсализмом: глубочайшая психологичностьи сокровенный лиризм сочетаютсяс постоянным ощущением объективной жизненной реальности, тонкостьв передаче отдельных настроений— с крупным рельефом драматического развития, мечтательная созерцательность— с активной действенностью. Характерная особенность его музыкального языка— новаторский синтез. Композитор-романтик, Шопенв своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода,а также (в миниатюрах) баховских импровизационных форм.В то же время его произведения отличает моцартовское совершенство пропорций. Мелодика Шопена соединила вокальностьи инструментальность, песенностьи танцевальность, кантиленноеи речевое начала, претворила характерные черты польского народного мелосаи итальянского оперного бельканто.В ладово -гармонической сфере опорана диатонические лады соединиласьс утончённой хроматикой, ладовая переменность— с развитой модуляционной(в т. ч. и энгармонической) техникой, предвосхитившей многие открытияв области гармонии Ф. Листа, Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина. Шопен раскрыл богатейшие возможности фортепианной фактуры, создав выразительные типы фигурационного тематизма, «поющей» гармонии. Фортепианный стиль Шопена, тесно связанныйс его исполнительским стилем, отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостьюи пластичностью, сочетанием крупного штрихас тончайшей отделкой деталей, поэтической одухотворённостью целого. Влияние разнообразнейших жанровых связей Шопена сказалосьна всех выразительных средствах(в т. ч. и на ритмике). Разные типы польских деревенскихи городских танцев (мазур, куявяк, оберек, полонез), вальс, хорал, марш,их жанровые признаки, появляясьв различных комбинациях, подтверждают глубинную жизненную основу музыки Шопенаи придают ей особую многомерностьи содержательную ёмкость.Жанры и формы фортепианного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимаюту Шопена и миниатюра, и крупная (одночастная или циклическая) форма.Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного (концертного) этюда, облёкв классически совершенную форму жанры ноктюрнаи экспромта, а также опоэтизированныхи драматизированных танцевальных жанров— мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникливо многие его сочинения, превратилв самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии.В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная (свободная) формас чертами внутренней цикличности. Зрелые сонаты Шопенапо своей концепционностии интенсивности развития равнозначны симфониям.Творчество Шопена оказало огромное влияние на многие поколения музыкантов.С 1927 в Варшаве каждые5 лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена.В 1934 организован Институт Шопена(с 1950 — Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуютв ЧССР, ГДР, Австрии,до 2-й мировой войны1939–45 существовалово Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открытДом-музей Шопена,в 1985 — основана Международная федерация обществ Шопена.
Сочинения: Для фортепиано с оркестром — 2 концерта (1829, 1830), вариации (1828), рондо (1828), фантазия (1829), Andante spianatoи полонез (1831–35); камерно-инструментальные ансамбли— соната для виолончелии фортепиано (1846), интродукцияи полонез для фортепианои виолончели (1830), фортепианное трио (1829) и др.; для фортепиано— 3 сонаты (1828–44), фантазия (1841),4 баллады (1835–42), 4 скерцо (1832–42), 4 экспромта (1834–42), 21 ноктюрн (1827–46), 4 рондо (1825–34), 27 этюдов (1829–39), 17 вальсов (1827–47), около60 мазурок, 16 полонезов (1817–46), 25 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии, 1831–39), тарантелла (1841), болеро (1833),3 экоссеза (1830), баркарола (1846), колыбельная (1844), несколько циклов вариаций и др.;19 песен для голосас фортепиано (1829–47).