Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Gluck, 1714–1787) — немецкий композитор. Одиниз виднейших представителей музыкального классицизма.В 1731–34 училсяв Пражском университете, предположительно одновременно занимался композициейу Б. М. Черногорского. В 1736 уехалв Милан, где4 года училсяу Дж. Б. Саммартини. Большинство опер этого периода,в т. ч. «Артаксеркс»(1741), написано на тексты П. Метастазио.В 1746 в Лондоне Глюк поставил2 пастиччо, участвовалв концерте совместнос Г. Ф. Генделем. В 1746–47 Глюк присоединилсяк странствующей оперной труппе братьев Минготти,в работе с которой совершенствовалсяв виртуозном вокальном письме, ставил свои оперы; посетил Дрезден, Копенгаген, Гамбург, Прагу, где стал капельмейстером труппы Локателли. Кульминация этого периода— постановка оперы «Милосердие Тита»(1752, Неаполь). С 1752 жилв Вене, в 1754 стал дирижёроми композитором придворной оперы.В лице интенданта придворной оперы графа Дж. Дураццо Глюк нашёл влиятельного меценатаи либреттиста -единомышленникав сфере музыкальной драматургиина пути к реформе оперы-сериа. Важный шагв этом направлении— сотрудничество Глюкас французским поэтом Ш. С. Фавароми создание 7-ми музыкальных комедий, ориентирующихсяна французский водевильи комическую оперу («Непредвиденная встреча», 1764). Встречав 1761 и последующая работас итальянским драматургоми поэтом Р. Кальцабиджи способствовали осуществлению оперной реформы.Её предтечей явились «танцевальные драмы», созданные Глюкомв содружестве с Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини(в т. ч. балет«Дон Жуан», 1761, Вена). Постановка «театрального действа»(azione teatrale) «Орфей и Эвридика» (1762, Вена) ознаменовала новый этап творчества Глюкаи открыла новую эпохув европейском музыкальном театре. Однако, выполняя заказы двора, Глюк писали традиционные оперы-сериа («Триумф Клелии», 1763, Болонья; «Телемах», 1765, Вена). После неудачной постановки оперы «Париси Елена» в Вене (1770) Глюк предпринял несколько поездокв Париж, где поставил ряд реформаторских опер— «Ифигенияв Авлиде» (1774), «Армида»(1777), «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс» (обе— 1779),а также заново отредактированные оперы «Орфейи Эвридика» и «Альцеста». Все постановки, кроме последней оперы Глюка«Эхо и Нарцисс», имели большой успех. Деятельность Глюкав Париже вызвала ожесточённую «войну глюкистови пиччиннистов» (последние— приверженцы более традиционного итальянского оперного стиля, представленногов творчестве Н. Пиччинни).С 1781 Глюк практически прекратил творческую деятельность; исключение составили одыи песни на стихи Ф. Г. Клопштока (1786) и др.Творчество Глюка представляет пример целенаправленной реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор сформулировалв предисловии к партитуре «Альцесты». Музыка, как считал Глюк, призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемыев ней чувства. Развитие действия осуществляется главным образомв речитативах -accompagnato, вследствие упразднения традиционного речитатива-secco повышается роль оркестра, драматургически активное значение приобретают хоровыеи балетные номерав духе античной драмы, увертюра становится прологомк действию. Объединяющей эти принципы идеей было стремлениек «прекрасной простоте»,а в композиционном плане— к сквозному драматургическому развитию, преодолевающему номерную структуру оперного спектакля. Оперная реформа Глюка базироваласьна музыкально -эстетических принципах Просвещения.В ней отразились новые, классицистские тенденциив развитии музыкального искусства. Идея Глюкао подчинении музыки законам драмы оказала влияниена развитие музыкального театра19–20 вв., в т. ч. на творчество Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского. Однако ужево времена Глюка существовала убедительная антитеза подобному пониманию музыкальной драмыв операх В. А. Моцарта, которыйв своей концепции музыкального театра исходилиз приоритета музыки.Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и гармонии, опорана танцевальные ритмыи формы движения, скупое использование полифонических приёмов. Особую роль приобретает речитатив-accompagnato, мелодически рельефный, напряжённый, связанныйс традициями французской театральной декламации.У Глюка встречаются моменты интонационной индивидуализации персонажав речитативе («Армида»), характерна опорана компактные вокальные формы арийи ансамблей, такжена сквозные по форме ариозо.
Сочинения: Оперы (свыше 40) — Орфейи Эвридика (1762, Вена;2-я редакция 1774, Париж), Альцеста (1767, Вена;2-я редакция 1774, Париж), Париси Елена (1770, Вена), Ифигенияв Авлиде (1774), Армида (1777), Ифигенияв Тавриде (1779),Эхо и Нарцисс (1779; все— Париж);оперы-сериа (свыше 20), в т. ч. Артаксеркс (1741), Демофонт (1742, обе— Милан),Пор (1744, Турин), Аэций (1750, Прага), Милосердие Тита (1752, Неаполь), Антигона (1756, Рим),Король-пастух (1756, Вена), Триумф Клелии (1763, Болонья), Телемах (1765, Вена) и др.; комические оперы Остров Мерлина (1758), Адскийшум (Le diable a quatre, 1759), Осаждённая Цитера (1759), Волшебное дерево (1759), Исправившийся пьяница (1760), Обманутый кади (1761), Непредвиденная встреча (1764; все— Вена) и др.; пастиччо; балеты(5), в т. ч. Дон Жуан (1761), Александр (1764), Семирамида (1765, все— Вена); камерно-инструментальные сочинения; одыи песни на стихи Ф. Г. Клопштока (1786) и др.