Концерт
|
Эдвард Григ (Edvard Grieg, 1843–1907) — норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Училсяв Лейпцигской консерватории(1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано,у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композициейу Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомилсяс композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияниена становление творческой индивидуальности Грига. Совместнос Нурдроком, Э. Хорнеманоми другими участвовалв организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа».С 1866 жилв Кристиании (Осло), гдев 70-е гг. сблизилсяс кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Григас поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном,по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыкак пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизык опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтецаи оркестра «Берглиот», множество романсови песен). В 1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество).С 1874 жил преимущественнов Бергене, с 1885 — в Тролльхаугене. В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист.В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Григас П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учреждён1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк«Мой первый успех», 1905; статья «Моцарти его значение для современности», 1906, и др.).Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально. Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепианной («Лирические пьесы» и другие циклы)и камерно -вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста,во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную формупо-новому, как «картинное чередование образов»(Б. В. Асафьев) (струнный квартет, 3 сонаты для скрипкии фортепиано, соната для виолончелии фортепиано, соната для фортепиано), Григ драматизировали симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романсс вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепиано и др.).В ряде произведений воплотились образы народных легенди сказаний (частииз музыки к пьесе «Пер Гюнт», фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»). Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмыи особенности гармониии ритмики (широкое использование лидийскогои дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.). Творчество Грига составило эпохув развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес,а также современные норвежские музыканты К. Эгге, Х. Северуд, Э. Твейтт и др. Член Шведской музыкальной академии (1872), член Французской академии изящных искусств (1889), почётный доктор Кембриджского (1893), Оксфордского (1906) университетов.
Сочинения: Опера Улаф Трюгвасон (не окончена); баллада для баритона, струнного оркестраи 2 валторн В плену гор (слова народные, 1878); для оркестра— симфония (1864), увертюра Осенью(2-я редакция 1887), Старонорвежский романсс вариациями (1900, первоначально для2 фортепиано, 1891), Симфонические танцы (1898); для струнного оркестра— сюитаИз времён Хольберга (1885), транскрипции собственных песени фортепианных пьес; концерт для фортепианос оркестром (1868); камерно-инструментальные ансамбли— струнный квартет (1878), Andante con moto для фортепиано, скрипкии виолончели (1878),3 сонаты для скрипкии фортепиано (1865, 1867, 1887), соната для виолончелии фортепиано (1883); для фортепиано— Поэтические картинки (1863), Юморески (1865), Лирические пьесы(10 тетрадей, 1867–1901),Из народной жизни (1870), Баллада (1875), Листкииз альбома (1878), Настроения (1905); для голосас фортепиано — около 150 романсови песен, в т. ч. вокальные циклы Мелодии сердца (слова Х. К. Андерсена, 1864),По скалам и фьордам (слова Х. Драхмана, 1886), Норвегия (слова И. Паульсена, 1893), Дитягор (слова А. Гарборга, 1895); для мужского хораи солистов — Альбом обработок норвежских народных песен (1878), Возвращениена родину (слова Б. Бьёрнсона, 1881); для смешанного хора a cappella— Ave Maris Stella (1898),4 псалма на темы старинных норвежских церковных песнопений (1906); музыкак спектаклям драматического театра— «Сигурд Юрсальфар» Бьёрнсона (1872),«Пер Гюнт» Г. Ибсена (1876;2 сюиты для оркестраиз музыки к драме, 1888, 1896) и др.