Музыка Гайдна в исп. Чубрика
|
Йозеф Гайдн (Joseph Haydn, 1732–1809) — австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получилу школьного учителяи регента И. М. Франкав Хайнбурге. В 1740–49 пелв хоре собора св. Стефанав Вене, совершенствовалсяв игре на клавире, скрипке, органе.В 1753–56 работал аккомпаниаторому итальянского композитораи вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции.В 1759–61 дирижёр капеллыу чешского графа Морцинав имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии;в 1761–90 капельмейстер князей Эстерхази:до 1766 в Айзенштадте, затемв их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произведений. Годы1791–92 и 1794–95 Гайдн провёлв Лондоне. В 1792 в Вене учеником Гайдна был Л. Бетховен. Последние годы Гайдн жилв Вене. Почётный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почётный гражданин г. Вена (1804), почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), Филармонического обществав Петербурге (1808).Гайдн — представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструментовс оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная формаи сонатно -симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра(т. н. двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройностьи соразмерность пропорций. Философская глубина сочетаетсяв них с непритязательностью бытовыхи юмористических образов. Гайдн опиралсяна достижения австрийских,северо-немецких, итальянских, французских, чешских мастеров.В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисментыи струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартетау Гайдна. Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей (австрийского, немецкого, венгерского, славянского, особенно хорватского, влияния). Квартетыи симфонии 50–60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам.В произведениях начала70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции,в чём сказались влияние К. Ф. Э. Бахаи творческая близость Гайдна литературному течению «Буряи натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония, квартеты1771–72 и др.). Переломными для его творчества явилисьт. н. Русские квартеты (1781; посвящены великому князю Павлу);в них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцветав «Парижских» (1785–86) и «Лондонских» (1791–95) симфониях.К концу 1790— началу1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна, среди них— оратории «Сотворение мира»(1798) и «Времена года»(1801). В Рорау (близ Вены)в 1959 открыт музей Гайдна.
Сочинения: Оперы, в т. ч. зингшпиль Хромойбес (1753, Вена; под названием Новый хромойбес — 1758, тамже, не сохранился), оперы-сериа Ацис[и Галатея] (1763, Айзенштадт), Армида (1784),оперы-буффа Аптекарь (1768), Лунныймир (1777), Истинное постоянство (1779), героико-комическая операРоланд-паладин (1782, все— Эстерхаза); для солистов, хораи оркестра — оратории,в т. ч. Семь слов спасителяна кресте (1796; первоначально— оркестровые пассионы, 1787), Сотворение мира (1798), Времена года (1801); мессы(14), в т. ч. Нельсон-месса (1798), Месса Терезия (1799), Harmoniemesse (1802); кантаты;2 Те Deum; Stabat materи другие духовные произведения; хоровые произведения, сольные кантатыи арии для голосас оркестром; для оркестра— свыше 100 симфоний,в т. ч. № 6, Утро; № 7, Полдень; № 8, Вечер (все 1761), № 44, Траурная (1772), № 45, Прощальная (1772), № 48, Мария Терезия (1769), № 49, Страсть (1768),6 Парижских симфоний(1785–86), № 92, Оксфордская (1789),12 Лондонских симфоний(1791–95); увертюры; танцы, марши; концерты (свыше30) для одного или нескольких инструментовс оркестром, в т. ч. для клавира, для скрипки, для виолончели; для ансамбля инструментов— дивертисменты, струнные квартеты,в т. ч. 6 Солнечных (1772),6 Русских (1781),6 Прусских (1787); трио; дуэты; для фортепиано— в 2 руки: сонаты, пьесы, танцы;в 4 руки — пьесы; для голосаи голосов с фортепиано, в т. ч. около 50 песен.