|
Ференц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Училсяу К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэраи А. Рейхи (композиция).В 1823–35 жилв Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступалс 9-летнего возраста)и началась педагогическаяи композиторская деятельность. Общениес видными деятелями литературыи искусства — Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияниена формирование его взглядов.С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион».В 1835–39 («годы странствий») Лист жилв Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизмв его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рациональногои эмоционального, яркостьи контраст образовв соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано.В музыкальном творчестве Лист реализовал мысльо взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыкис поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»),фантазию-сонату «После чтения Данте»,«Три сонета Петрарки»(1-я редакция) и др. С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировалс большим триумфомпо всем странам Европы,в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя(в 1838–40 дал ряд благотворительных концертовв помощь пострадавшимот наводнения в Венгрии), в 1842, 1843и 1847 в России, где познакомилсяс М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др.В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселилсяв Веймаре, с которым связан расцвет его творческойи музыкально -просветительской деятельности.В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа,в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм,2 фортепианных концерта, сонатаh-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазияна венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставилна сцене Веймарского театра свыше40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера),из них 26 впервые, исполнилв симфонических концертах все симфонии Бетховена, симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана, М. И. Глинки и др.В публицистических сочинениях выступалза прогрессивное началов искусстве, против академизмаи рутины эпигонов лейпцигской школы,в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворныхи буржуазных кругов Веймара,и в 1858 Лист отказалсяот должности придворного капельмейстера.С 1861 жил попеременнов Риме, Будапештеи Веймаре. Глубокое разочарованиев современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листак религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместес тем Лист продолжал участвоватьв музыкально -общественной жизни Венгрии: был инициатором созданияв 1875 Музыкальной академии (ныне его имени)и её первым президентоми профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига, И. Альбенисаи других композиторов.С особым интересом относилсяк русской музыкальной культуре: изучали пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Сероваи В. В. Стасова, пианистическое искусствоА. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др.До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятияс учениками, воспитав свыше 300 пианистовиз разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы.Многогранная творческая деятельность Листа — яркого представителя романтизма— сыграла огромную рольв становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторскойи исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры.В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош)и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический маршв венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессыи другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа— в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человеказа высокие идеалы, стремлениек свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора— программностьи связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазиии транскрипции, создание нового музыкального жанра— одночастной симфонической поэмы, отразиласьна поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилосьв поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространениев творчестве композиторов различный национальных школ,в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражениеи в музыкально -критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.
Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории— Легендао св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы— Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра— Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфонияк «Божественной комедии» Данте (1856);13 симфонических поэм(1849–82), в т. ч. Мазепа(по В. Гюго, 1851), Прелюды(по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все— 1854), Прометей(по И. Г. Гердеру, 1855);2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепианос оркестром — 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазияна венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано— сонатаh-moll; циклы пьес: Поэтическиеи религиозные гармонии(по А. Ламартину), Годы странствий(3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесыв танцевальной форме,в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голосас фортепиано — песнии романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведенийи сочинений других композиторов,в т. ч. Этюдыпо Каприсам Паганини.