Музыка Мендельсона в исп. Рахманинова
Феликс Мендельсон (Felix Mendelssohn, 1809–1847) — немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель.На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общениес видными представителями научнойи художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контактс И. В. Гёте, привившим Мендельсону симпатиик классическому искусству,а также курс лекций Г. Гегеляпо эстетике, который был прослушан Мендельсономв Берлинском университете. Создание увертюрык комедии В. Шекспира«Сон в летнюю ночь»(1826) — свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным событиемв музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения «Страстейпо Матфею» И. С. Баха (1829). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача.В 1829–32 Мендельсон путешествовалпо Европе, дорожные впечатления отразилисьв «Итальянской», «Шотландской» симфонияхи других сочинениях.В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями,в 1833–35 музик-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена).С 1835 дирижёри руководитель оркестра Гевандхаузав Лейпциге, снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность.В 1843 по инициативе Мендельсона открылась Лейпцигская консерватория.Мендельсон — одиниз крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанныйс классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона— основателя лейпцигской школы— отличалась ориентациейна классические образцы),но искавший новый тип выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлениемк ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опорана бытовые формы музицированияи интонации немецкой народной песни («Песни без слов» для фортепиано и др.). Специфичная для Мендельсона образная сфера— изящная фантастическая скерцозность (увертюраиз музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» и др.). Исполнительский стиль Мендельсона-пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиялна его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др.). Одиниз создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры («Морская тишьи счастливое плавание», 1832, и др.).
Сочинения: Оперы — Свадьба Камачо(по М. Сервантесу, 1827), Возвращениес чужбины (1829, обе— Берлин), Лорелея (неоконченная; 1852, Бирмингем); оратории— Павел (1836), Илия (1846), Христос (неоконченная); церковная хоровая музыка, кантаты; для оркестра— 5 симфоний (1824;Реформаторская, № 5 — 1832;Итальянская, № 4 — 1833; Симфония-кантата Хвалебный гимн, № 2— 1840;Шотландская, № 3 — 1842),7 концертных увертюр,в т. ч. Гебриды, или Фингалова пещера (1830;2-я редакция 1832);13 симфоний для струнного оркестра(1821–23); концертыс оркестром, в т. ч. для фортепиано (1831, 1837), для скрипки (1844); камерные ансамбли,в т. ч. 4 фортепианных, 7 струнных квартетов; сочинения для фортепиано («Песни без слов»,1829–45, и др.), для органа; около60 хоров, свыше 100 песен; музыкак спектаклям драматического театра(«Сон в летнюю ночь» Шекспира, 1842) и др.