Модест [дэ] Петрович Мусоргский (1839–1881) — русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фортепиано под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации. С 1849 постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, в 1852–56 —в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки у пианиста Ант. А. Герке. В 1852 издано первое сочинение Мусоргского — полька «Подпрапорщик» для фортепиано. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. В 1858 вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863–67), Лесного департамента и в ревизионной комиссии Государственного контроля (1868–80). Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист).В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения.
Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство (1856–57)с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка — «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 50-х — начала 60-х гг. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыкик трагедии «Царь Эдип» Софокла; оркестровые, фортепианные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) — «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1856 возник замысел (не осуществлён) оперы «Ган Исландец»(по В. Гюго).В 1863–65 работал над оперой «Саламбо» (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области декламационной оперы явилась его «Женитьба» (на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений — народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А. С. Пушкинуи Н. М. Карамзину,1868–69;2-я редакция 1872). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров, опера была поставлена лишь в 1874(в 1873 исполнены 3 сценыиз оперы),но с большими купюрами. В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872–80,не инструментована)и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Н. В. Гоголя, не окончена).В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875–77),а также «Детская» (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874).
После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». В 1920-х гг. проведена большая работа (П. А. Ламм, Б. В. Асафьев) по восстановлению авторских редакций. Д. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки» (завершена, оркестрована) принадлежит В. Я. Шебалину.
Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху60-х гг. 19 в., с идеями русских революционных демократов, а в 70-х гг. —с такими течениями русской мысли, как народничество и др. В центре его творчества — народ как «личность, одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории, в которыхс большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетахиз отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Он стремилсяк самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако музыкальный язык Мусоргского, продолжателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие от норм западноевропейской классики (в т. ч.от сонатности),а также его мелодика — естественная, «творимая говором», т. е. вырастающаяиз характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приёмами, с последованиями звучностей экспрессионистического плана. В дальнейшем творческие открытия Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч.С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Л. Яначек, О. Мессиан. В 1968в деревне Наумово (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.
Сочинения:Оперы —Саламбо (1866, не окончена), Женитьба (1-е действие, 1868; досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, 1931, Москва; оркестровая редакция Г. Н. Рождественского, 1985), Борис Годунов (1869; 2-я редакция 1874, Петербург; в редакцииН. А. Римского-Корсакова, 1896, Петербург; в редакцииД. Д. Шостаковича, 1959, Ленинград), Хованщина (1872–80; завершена и оркестрованаРимским-Корсаковым, 1883, постановка 1886, Петербург; в редакцииШостаковича экранизирована в 1959, постановка 1960, Ленинград), Сорочинская ярмарка (1880; завершена Ц. А. Кюи, 1917, Петроград; в редакции В. Я. Шебалина, 1931, Ленинград);дляоркестра —скерцо (1858), интермеццо (1867), Ночь на Лысой горе (1867), марш Взятие Карса (1880);дляфортепиано —Картинки с выставки (1874; в оркестровкеМ. Равеля, 1922);дляхораиоркестра —хор из музыкик трагедии «Царь Эдип» Софокла (1860), Поражение Сеннахериба (1867);длясолистов, хораифортепиано —Иисус Навин (1877);дляголосаифортепиано —сборник Юные годы (1865), циклы Детская (слова Мусоргского, 1872), Без солнца (слова Голенищева-Кутузова, 1874), Песни и пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова, 1875–77), песни и романсына слова Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцова и др., на собственные тексты; записи и обработки народных песен.