Соната № 2 | (Ашкенази)
(Горовиц)
| (Клайберн)
| |
Вариации на тему Шопена, op. 22 (Луганский)
Вариации на тему Корелли, op. 42 | (Ашкенази)
(Луганский)
| (Плетнёв)
| |
Концерт № 1 | (Ашкенази)
I ред. (Гиндин)
| (Плетнёв)
| |
Концерт № 2 | (Ашкенази)
(Гаврилов)
| (Кисин)
| (Клайберн)
| (Рихтер)
| |
Концерт № 3 | (Ашкенази)
(Володось)
| (Горовиц, 1930 г.)
| (Горовиц, 1951 г.)
| (Горовиц, 1978 г.)
| (Клайберн)
| (Плетнёв)
| |
Концерт № 4 | (Ашкенази)
I ред. (Гиндин)
| (Микеланджели)
| |
Рапсодия на тему Паганини, op. 43 | (Ашкенази)
(Луганский)
| (Плетнёв)
| |
Юношеская симфония (1ч.) (дир. Ашкенази)
Симфония № 1
Симфония № 2
Симфония № 3
«Симфонические танцы» op. 45 | (дир. Ашкенази)
(дир. Плетнёв)
| для | |
«Русская рапсодия» для
Сюита № 1 для | (Ашкенази и Превин)
(Микулик и Сикорский)
| |
Сюита № 2 для | (Ашкенази и Превин)
(Сикорский и Микулик)
| |
Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) — русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов(1808–81) — пианист-любитель, автор салонных романсов.С 4-5-летнего возраста Рахманинов игрална фортепиано. С 1882 занималсяв Петербургской, с 1885 — в Московской консерваториях. Среди его педагогов: Н. С. Звереви А. И. Зилоти (фортепиано), А. С. Аренскийи С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция).В годы учёбы написаны1-й концерт для фортепианос оркестром (1891;2-я редакция 1917), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Большое влияниена развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший ужев ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891)и композитор (1892; дипломная работа— опера «Алеко»).В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманиновас Ф. И. Шаляпиным), в 1904–06 — Большого театра. Участвовал такжев симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианисти дирижёр в России и за рубежом (впервыев Лондоне в 1899). В 1909–12 активно участвовалв деятельности Русского музыкального общества (РМО) (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции).В 1900-е гг. были созданы многиеиз наиболее значительных его сочинений.В конце 1917 Рахманинов уехална гастроли в Скандинавию, с 1918 поселилсяв США. В 1918–43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (выступалв странах Европы, Америки).В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетаетсяс мотивом трагического одиночества композитора, оторванногоот родной почвы. Живяза рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом.В 1941–42 выступилс концертами, сборыот которых передалв помощь Красной Армии.Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа19–20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связаноу Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы.В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывыи упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимостьи трепетная настороженность, мрачный трагизми восторженная гимничность. Музыка обладает неповторимым мелодическими подголосочно -полифоническим богатством, идущимот русской народной песенностии особенностей знаменного распева. Однаиз отличительных черт музыкального стиля Рахманинова— органичное сочетание широтыи свободы мелодического дыханияс упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное местов нём принадлежит фортепианным произведениям.Рахманинов — одиниз величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчиненыв игре Рахманинова высокой одухотворённостии яркой образности выражения. Этиже качества отличали его дирижёрское искусство.В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982).
Основные сочинения: Оперы — Алеко (1893, Москва), Скупой рыцарь, Франческада Римини (обе— 1904, постановка 1906, Москва); для солистов, хораи оркестра — кантата Весна (1902), поэма Колокола (1913); для оркестра— 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.; для фортепианос оркестром — 4 концерта (1891,2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926,3-я редакция 1941), Рапсодияна тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли,в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893); для фортепиано— сонаты, музыкальные моменты,этюды-картины, прелюдии и др.;2 сюиты для2 фортепиано; хоры(с оркестром, с фортепиано), хоры a cappella— Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение; романсы; транскрипции и переложения.