| Концерт № 2 | (Витгенштейн)
| (Цимерман)
| |
«Болеро» для симфонического оркестра
Морис Равель (Maurice Ravel, 1875–1937) — французский композитор.В 1889 –1905 занималсяв Парижской консерватории,в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепиано), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, таки современной) и живописи (увлекался импрессионистами).Он проявлял большой интереск фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное местов творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля— испано-баскского происхождения; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равельот музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси,а также русских композиторов— А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсаковаи особенно М. П. Мусоргского (работал совместнос И. Ф. Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперыв Париже, оркестровал «Картинкис выставки», в опере «Испанскийчас» Равель,по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского). Равель давал концерты как пианисти дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения(в 20-х гг. совершил концертное турнепо странам Европыи Северной Америки), выступалс музыкально -критическими статьями.Во время 1-й мировой войны1914–18 вступил добровольцемв действующую армию. Война вызвалак жизни глубоко драматические произведения Равеля,в т. ч. фортепианный концерт для левой руки, написанныйпо просьбе австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшегона фронте правую руку; погибшим друзьямон посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена»(1917). В последние годы жизнииз-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжили развил искания Дебюссив области импрессионистической звукописи, колористической гармониии оркестровки, экзотической ритмики. Вместес тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции.В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия»(1907), «Вальс» (1920), а также «Болеро»(1928) для оркестра — однаиз вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанскийчас» (1907),опера-балет «Дитяи волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражениев «танцевальных» сочинениях— балет (хореографическая симфония) «Дафниси Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), «Болеро», «Благородныеи сентиментальные вальсы»(для фортепиано, 1911) и др., а также в таких произведениях, как Соната для скрипкии фортепиано (2-я часть — блюз), опера «Дитяи волшебство» (фокстрот Чайникаи Чашечки) и др. Творческие открытия Равеляв области гармонии, ритма, лада, оркестровки привелик новым стилистическим течениямв музыкальном искусстве 20 в.В 1975 в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум М. Равеля».
Сочинения: Оперы — Испанскийчас (1907, постановка 1911, Париж), Дитяи волшебство (опера-балет, 1925,Монте-Карло); балеты— Дафниси Хлоя (хореографическая симфония, 1912, Париж),Моя матушка -гусыня (1912, тамже); кантаты; для оркестра— Испанская рапсодия (1907), Вальс (хореографическая поэма, 1920), Болеро (1928) и др.;2 концерта для фортепианос оркестром (1930; 1931, для левой руки); камерно-инструментальные ансамбли; для фортепиано— Павана усопшей инфанте, Сонатина, Игра воды, циклы Отражения, Ночной Гаспар (также под названием Призраки ночи), Благородныеи сентиментальные вальсы, сюита Гробница Куперена и др.; для скрипкис фортепиано — концертная фантазия Цыганка (1924; такжес оркестром); произведения для хора, для голосас оркестром илис инструментальным ансамблем, для голосас фортепиано; оркестровкаи переложения для2 фортепиано произведений других авторов, и др.