Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр.В 1859–60 брал урокиу пианиста Ф. А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовалв плавании на клипере «Алмаз»(1862–65) и посетил ряд стран Европы, Севернойи Южной Америки.В 1861 стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействиена формирование личностии эстетических взглядов композитора. Под влияниеми руководством М. А. Балакирева созданы1-я симфония (1865), «Сербская фантазия»(1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всегов программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко»(1867), 2-я симфония «Антар»(1868). В эти же годыон обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущимв его творчестве(в 1872 окончена опера «Псковитянка»,по драме Л. А. Мея).С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: был профессором Петербургской консерватории(с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства(1873–84), директором Бесплатной музыкальной школы(1874–81), дирижёром симфонических концертов(с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой(1883–94), возглавлял Беляевский кружок(с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники.В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам.В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности(в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрели отредактировал некоторыеиз своих прежних сочинений).Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко»(1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).Во время Революции1905–07 Римский-Корсаков выступилс активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволениз консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прави смены руководства).Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опираетсяна классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят егос М. И. Глинкой. Связанныйс прогрессивными идейно-художественными течениями1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интереск народному творчеству (составитель сборника«Сто русских народных песен», Петербург, 1877; гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым,— «40 народных песен», Москва, 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражениев операх «Майская ночь»(по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка»(по А. Н. Островскому, 1881), «Млада»(1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895).15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма,лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющиек номерной структуреи к непрерывному развитию, оперыс массовыми сценамии камерные, с развёрнутыми ансамблямии без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилосьв произведениях, связанныхс миром сказочности,с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики— искренней,но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Вниманиек внутреннему миру человека,к психологическому раскрытию образов проявилосьв камерной опере «Моцарти Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897),в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога»(пролог к «Псковитянке», 1898)и особенно в драме на историко -бытовой сюжет «Царская невеста»(1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начале 20 в., нашли отражение в опере «Сказкао царе Салтане»(по Пушкину, 1900)с её подчёркнуто театральной условностьюи элементами стилизации народного лубка,в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный»(1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты вопере-легенде «Сказаниео невидимом граде Китежеи деве Февронии»(1904). Последняя опера композитора — «небылицав лицах» «Золотой петушок»(по Пушкину, 1907)— беспощадная сатирана царское самодержавие.Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняети оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например«Три чуда» («Сказкао царе Салтане»), «Сеча при Керженце»(«Сказание о невидимом граде Китежеи деве Февронии»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавалеё литературной основе— либретто. Плодотворным было содружество композиторас либреттистом В. И. Бельским.Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонностьк программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типови форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра— «Испанское каприччио»(1887) и «Шехеразада» (1888). Существенное местов творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонациив собственных мелодиях. Значителен его вкладв область гармониии инструментовки: расширили обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств,в основе которой— сложные лады(в т. ч. характерный звукоряд— гамма Римского-Корсакова); оркестровка сочетает красочность, блескс ясностью, прозрачностью.Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовили издал, совместнос Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых— А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармониии оркестровки, ценным историческим документом— автобиографические книги «Летопись моей музыкальной жизни»(1906). В 1944 в г. Тихвин открытДом-музей, в 1971 в Ленинграде — Музей-квартира Римского-Корсакова.
Сочинения: Оперы — Псковитянка (1873, Петербург;2-я редакция 1878;3-я редакция 1892, постановка 1895, тамже), Майская ночь (1880), Снегурочка (1882), Млада (1892), Ночь перед Рождеством (1895, все— Петербург), Садко (1897), Моцарти Сальери (1898), Боярыня Вера Шелога (1898), Царская невеста (1899), Сказкао царе Салтане (1900, все— Москва), Сервилия (1902, Петербург), Кащей бессмертный (1902, Москва),Пан воевода (1904, Петербург), Сказаниео невидимом граде Китежеи деве Февронии (1904, постановка 1907, тамже), Золотой петушок (1907, постановка 1909, Москва); кантаты— Свитезянка (1897), Песньо вещем Олеге (1899) и др.; для оркестра— 3 симфонии (1865, новая редакция 1884;2-я — Антар, 1868, новая редакция 1897; 1873, новая редакция 1886), музыкальная картина Садко (1867, окончательная редакция 1892), Сербская фантазия (1867, окончательная редакция 1889), Сказка (1880), Симфониеттана русские темы (1885), Испанское каприччио (1887), сюита Шехеразада (1888), Светлый праздник (Воскресная увертюра, 1888), Дубинушка(со смешанным хоромad libitum, 1906) и др.; для инструментовс оркестром — концерт для фортепиано (1883), Фантазия для скрипки (1886), Серенада для виолончели (1893) и др.; произведения для инструментовс духовым оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы; хорыс оркестром и a cappella; камерно-вокальные ансамбли;79 романсов для голосас фортепиано; обработки народных песен.