Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894) — русский пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Занималсяу А. И. Виллуана (фортепиано), З. Дена (музыкально-теоретические предметы).В 1839 впервые выступил как пианиств публичном концертев Москве. В 1840–43 совершил концертное турнепо крупнейшим западноевропейским городам.В 1848–54 концертировал как пианисти дирижёр в Петербурге (главным образомс исполнением собственных сочинений),в 1854–58 — за рубежом, где общалсяс Ф. Листом, оказавшим существенное влияниена развитие пианизма Рубинштейна. Завоевал славу одногоиз величайших пианистов мира. Его пианистическое искусство отличалось драматической силой, мужественностью. Глубоко проникаяв авторский замысел произведения, Рубинштейн смело создавал свои исполнительские образы. Большое просветительское значение имели циклыт. н. Исторических концертов (провёлих в 1885–86 в России и в ряде других европейских стран),в которых Рубинштейн показал эволюцию фортепианной музыкиот истоков до сочинений современных ему русских композиторов.В конце 50-х гг. развернулась широкая музыкально-общественная деятельность Рубинштейна.По его инициативе были созданы Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859), Петербургская консерватория (1862)— перваяв России (до 1867 и в 1887–91 её профессор и директор). В 80-х гг. разработал проекты организациив России общедоступных концертови оперных спектаклей, государственных правительственных консерваторий, музыкального воспитания в школах.Обширно и разнообразно по жанрам музыкальное наследие Рубинштейна. Ему принадлежат оперы, лучшая среди которых— «Демон»(1871); оратории; симфонии; концерты (выделяется 4-й концерт для фортепианос оркестром); камерно-инструментальныеи вокальные сочинения; фортепианные пьесы. Композиторское творчество Рубинштейна имело большое историческое значение: зачастуюон прокладывал пути,по которым шли последующие композиторы. Так, его симфонии(не выдержавшие испытание временем) помогли русским композиторамв освоении классического симфонического цикла.От его фортепианных произведений тянутся нитик творчеству П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.По инициативе Рубинштейна был основан Международный конкурс пианистови композиторов (1890, Петербург; проводился каждые5 лет до 1910 — в Берлине, Вене, Париже, Петербурге).
Сочинения: Оперы — Куликовская битва (Дмитрий Донской, 1852, Петербург),Фомка-дурачок (1853, тамже), Сибирские охотники (1854, Веймар), Дети степей (1861, Вена), Фераморс (ЛаллаРук, 1863, Дрезден), Демон (1875, Петербург), Маккавеи (1875, Берлин), Нерон (1879, Гамбург), Купец Калашников (1880, Петербург), Горюша (1889, тамже) и др.; духовные оперыи оратории — Потерянныйрай (1856), Вавилонское столпотворение (1869) и др.; балет Виноградная лоза (1893, Берлин); для оркестра— 6 симфоний (1850–86) и др.; концертыс оркестром — 5 для фортепиано(1850–74), для скрипки (1857); камерно-инструментальные ансамбли,в т. ч. 5 фортепианных трио,10 струнных квартетов, фортепианный квинтет; произведения для фортепиано; хоры, романсы и др.