Камиль Сен-Санс [сэ] (Camille Saint-Saëns, 1835–1921) — французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1881). Почётный член Петербургского отделения Русского музыкального общества (1909). Занимался в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Ф. Галеви (композиция). В 1853–77 органист в соборах Парижа, одновременно (1861–65) преподавал (фортепиано) в школе Л. Нидермейера. Среди учеников: Г. Форе, А. Мессаже. Концертировал как пианист и дирижёр (исполнял преимущественно собственные сочинения), в т. ч.в России(в 1875и 1887). Основал совместно с Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871).
Наиболее яркая область творчества Сен-Санса — симфоническая и инструментально-ансамблевая музыка: симфония с органом (памяти Ф. Листа, 1886), симфонические поэмы (в т. ч. «Пляска смерти», 1874), концерты, «Интродукция и рондо-каприччиозо» для скрипки и оркестра (1863). В сочиненияхСен-Санса господствуют светлая поэтическая лирика, радостные настроения, сочная жанровость, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Из оперСен-Санса выделяется «Самсон и Далила» (1876), отмеченная чертами ориентализма. Её отличают эпическая ораториальность, проникновенная лирика и драматизм.С 1872Сен-Санс вёл интенсивную музыкально-критическую деятельность.
Сочинения:Оперы —Самсон и Далила (1877, Веймар), Прозерпина (1887, Париж), Асканио (1890, там же) и др.; балет; оратории;дляоркестра —5 симфоний(1853–86), симфонические поэмы, в т. ч. Прялка Омфалы (1872), Пляска смерти (1874), Алжирская сюита (1880), и др.;концертысоркестром —5 для фортепиано (1858–96),3 для скрипки (1858–80),2 для виолончели (1872, 1902); Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра (1863); Карнавал животных для инструментального ансамбля (1886); камерно-инструментальные ансамбли; произведения для фортепиано, для органа; романсы, фортепианные транскрипции; музыка для драматического театра и др.