Родион Константинович Щедрин (род. 1932) — советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1981).В 1955 окончил Московскую консерваториюпо классу композицииу Ю. А. Шапорина, фортепиано— у Я. В. Флиера. Одиниз ведущих мастеров современной музыки, автор сочинений крупных форм,в т. ч. опер, балетов, симфоническихи вокально -симфонический произведений. Разрабатывает различные жанры русского фольклора (особенно частушку), свободно применяя современные средства композиторской техники. Обогатил выразительные возможности музыки, создал новый тип вокально-инструментального произведения («Поэтория»), ввёл приёмы народной манеры пенияв академические жанры (оратория «Ленинв сердце народном»и опера «Не только любовь»). Многие достижения Щедринав области музыкального театра связаныс воплощением русской литературной классики (опера «Мёртвые души», балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дамас собачкой»). Значительно обогатил современный инструментальный репертуар(в т. ч. полифоническими циклами). Участник жюри многих международных конкурсов композиторови пианистов. Автор критических статей. Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979), Академии искусств ГДР (1983). Почётный член Международного музыкального совета (1985). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1972).
Сочинения: Оперы — Не только любовь(по мотивам рассказов С. П. Антонова, 1961), Мёртвые души (либретто Щедринапо Н. В. Гоголю, 1977, обе— Москва); балеты— Конёк-Горбунок (по П. П. Ершову, 1960),Кармен-сюита (свободная транскрипция музыки оперы «Кармен» Бизе, 1967), Анна Каренина(по Л. Н. Толстому, 1972), Чайка, Дамас собачкой (по А. П. Чехову, 1980, 1985; все— Москва); для солистов, хораи оркестра — оратория Ленинв сердце народном (слова народные, 1969), сатирическая кантата Бюрократиада (1963), Поэтория (концерт для поэтав сопровождении женского голоса, хораи оркестра, слова А. А. Вознесенского, 1968); для симфонического оркестра— 2 симфонии (1958, 1965); для камерного оркестра— Камерная сюита (1961), Музыка для города Кётена (1984), Геометрия звука (1987); концерты для оркестра— Озорные частушки (1963), Звоны (1968), Автопортрет (1984), Стихирана тысячелетие крещения Руси (1987), сюиты;3 концерта для фортепианос оркестром (1954,2-я редакция 1974; 1966; 1973); Фрески Дионисия для9 инструментов (1981). Музыкальное приношение для органаи духовых инструментов (1983); для фортепиано— 24 прелюдии и фуги, Полифоническая тетрадь, Тетрадь для юношества, пьесы(В подражание Альбенису, Юмореска, Бассо остинато и др.);Эхо-соната для скрипки соло; хоры,в т. ч. на слова А. С. Пушкина, А. Т. Твардовского, А. А. Вознесенского, хоровая музыка Запечатлённый ангел(по Н. С. Лескову, 1988); музыкак спектаклям драматического театра, кинофильмам(в т. ч. «Высота», «Коммунист», «Нормандия— Неман») и др.