Фантазия
|
Франц Шуберт (Franz Schubert, 1797–1828) — австрийский композитор. Родилсяв семье школьного учителя.В 1808–12 был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывалсяв венском конвикте, где обучалсягенерал-басу у В. Ружички, контрапунктуи композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814–18 помощник учителяв школе отца.К 1816 Шуберт создал свыше 250 песен(в т. ч. на слова И. В. Гёте— «Гретхенза прялкой», 1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе— 1815),4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей— поклонников его творчества(в их числе — чиновник Й. Шпаун,поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэти комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинди Л. Купельвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывалв Венгрии (1818и 1824), вместес Фоглем ездилв Верхнюю Австриюи Зальцбург (1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришлок Шуберту лишьв 20-х гг. В 1828, за несколько месяцевдо смерти Шуберта,в Вене состоялся его авторский концерт, прошедшийс большим успехом. Почётный член Штирийскогои Линцского музыкальных союзов (1823).Шуберт — первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший,по словам Б. В. Асафьева, «радостии скорби жизни» так, «каких чувствуют и хотели бы передать большинство людей». Важнейшее местов творчестве Шуберта занимает песня для голосас фортепиано (нем. Lied, около 600). Одиниз крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы— простуюи варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную,— Шуберт создали новый тип песни сквозного развития(с объединяющим в целое варьируемым мотивомв партии фортепиано),а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла.В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около70 песен), Ф. Шиллера (свыше40; «Группаиз Тартара», «Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха»и «Зимний путь»), И. Майрхофера(47 песен; «Гребец»); среди других поэтов— Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушкаи Смерть»), Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет»,«Ты мой покой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт(«Ave Maria»). Шуберту принадлежат квартеты для мужскихи женских голосов,6 месс, кантаты, оратории и др.Из музыки для музыкального театра известность приобрели лишь увертюраи танцы к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823).В инструментальной музыке Шуберта, основаннойна традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, даваяей новое освещениес помощью тональной перекраски, тембровогои фактурного варьирования.Из 9 симфоний Шуберта6 ранних (1813–18) ещё близки сочинениям венских классиков, хотяи отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая2-частная «Неоконченная симфония»(1822) и величественная героико-эпическая «Большая» симфонияC-dur (1825–28). Из оркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны двев «итальянском стиле»(1817). Шуберт — автор глубокихи значительных по содержанию камерно-инструментальных ансамблей (одиниз лучших — фортепианный квинтет «Форель»), рядиз которых написан для домашнего музицирования. Фортепианная музыка— важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Л. Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты. Фортепианная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков(в частности, структуру некоторых симфонических поэм Ф. Листа). Экспромтыи музыкальные моменты Шуберта— первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Фортепианные вальсы, лендлеры, «немецкие танцы», экосезы, галопы и др. отразили стремление композиторак поэтизации танцевальных жанров.К той же традиции домашнего музицирования восходят многие сочинения Шуберта для фортепианов 4 руки, в т. ч. «Венгерский дивертисмент»(1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши. Творчество Шуберта связано с австрийским народным искусством,с бытовой музыкой Вены, хотяон редко использовалв сочинениях подлинные народно-песенные темы. Композитор претворил такжеи особенности музыкального фольклора жившихна территории Австрийской империи венгров, славян. Большое значениев его музыке имеют колорит, красочность, достигаемыес помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноимённых мажораи минора, широкого применения отклоненийи модуляций, использования вариационного развития. При жизни Шуберта получили известность главным образом его песни. Многие крупные инструментальные сочинения были исполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфония прозвучалав 1839, под управлением Ф. Мендельсона; «Неоконченная симфония»— в 1865).
Сочинения: Оперы — Альфонсои Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ),3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.; зингшпили(7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла(на текст Гёте, 1815, сохранился первыйиз 3 актов; постановка 1978, Вена),Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщицы, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне); музыкак пьесам — Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, тамже); для солистов, хораи оркестра — 7 месс (1814–28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), офферториии другие духовые сочинения, оратории, кантаты,в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828); для оркестра— симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; МалаяC-dur, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; БольшаяC-dur, 1828),8 увертюр; камерно-инструментальные ансамбли— 4 сонаты (1816–17), фантазия (1827) для скрипкии фортепиано; соната для арпеджионеи фортепиано (1824),2 фортепианных трио (1827, 1828?),2 струнных трио (1816, 1817),14 или 16 струнных квартетов(1811–26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнныхи духовых (1824) и др.; для фортепианов 2 руки — 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815–28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.),11 экспромтов (1827–28), 6 музыкальных моментов(1823–28), рондо, вариациии другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.;1812–27); для фортепианов 4 руки — сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.; вокальные ансамбли для мужских, женских голосови смешанных составовс сопровождением и без сопровождения; песни для голосас фортепиано, в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823)и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).