Роберт Шуман (Robert Schumann, 1810–1856) — немецкий композитор, музыкальный критик. Родилсяв семье книгоиздателя.С 1828 изучал юриспруденциюв Лейпцигском и Гейдельбергском университетах. Ученик Ф. Вика (фортепиано).С 13-летнего возраста выступал как пианист, однако повредил рукуи не смог стать концертирующим исполнителем.В 1834 основалв Лейпциге журнал «Neue Zeitschrift für Musik»(до 1844 был его главным редактороми автором). В 1840 женилсяна пианистке К. Вик (К. Шуман), совершилс ней ряд концертных поездок(по России в 1844). С 1843 некоторое время преподавалв Лейпцигской консерватории.С 1844 жилв Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, выступал как хоровойи симфонический дирижёр.В начале 1850-х гг. творческаяи общественная активность Шумана начала снижатьсяв связи с обострением психического заболевания.Шуман — одиниз наиболее ярких представителей музыкального романтизмав Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана было антитезой атмосфере мещанской Германии1820–40-х гг. Оно звалов мир высокой человечности, воспевало красотуи силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатленийи мыслей — характерные черты музыки Шумана.В творчестве Шуман опиралсяна образы литературного романтизма(Жан Поль и Э. Т. А. Гофман), многим его произведениям свойственна литературно-поэтическая программность. Шуман нередко обращаетсяк циклу лирических, часто контрастных миниатюр (для фортепиано или голосас фортепиано), позволяющих раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, постоянное балансированиена грани реальностии вымысла. В музыке Шумана романтический порыв чередуетсяс созерцательностью, причудливая скерцозностьс жанрово -юмористическимии даже сатирически гротесковыми элементами. Отличительной чертой произведений Шумана является импровизационность. Полярные сферы своего художественного мировоззрения Шуман конкретизировалв образах Флорестана (воплощение романтического порыва, устремленияв будущее) и Эвзебия (рефлексия, созерцание), постоянно «присутствующих»в музыкальных и литературных произведениях Шумана как ипостаси личности самого композитора.В центре музыкально-критическойи литературной деятельности Шумана— блестящего критика— борьбас банальностью в искусстве и жизни, стремлениек преобразованию жизни посредством искусства. Шуман создал фантастический союз «Давидсбунд», объединивший нарядус образами реальных лиц (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист, К. Шуман) также вымышленных персонажей (Флорестан, Эвзебий; маэстро Раро как олицетворение творческой мудрости). Борьба «давидсбюндлеров»и мещан -филистеров («филистимлян») стала однойиз сюжетных линий программного фортепианного цикла «Карнавал».Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета, однако удельный вес каждогона протяжении всего творчества Шумана менялся.1830-е гг. прошли под знаком создания произведений для фортепиано.К высочайшим достижениям Шуманав области фортепианной музыки относятся цикл «Симфонические этюды», написанныйв форме вариаций(в которых нарядус романтическими образными трансформациями прослеживается классическая мотивно-тематическая работа), сонатаfis-moll, фантазия.К началу 1840-х гг. всё большее значениев творчестве Шумана приобретают камерно-вокальные произведения (сборникии циклы романсови песен для голосас фортепиано на стихи поэтов-романтиков Г. Гейне, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо),в которых лирическое чувство обретает высокую степень конкретностии глубокий психологизм. Новаторскимв романсах и песнях Шумана был тип взаимодействия вокальной мелодики, гибко следующейза поэтическим текстом,и партии фортепиано, раскрывающей подтекст, сокровенный смысл поэтического высказывания («Любовь поэта»на стихи Гейне и др.).В 1840-х гг. композитором создаются также камерно-инструментальные произведения, концерт для фортепианос оркестром, 4 симфонии, занимающие значительное местов творчестве Шуманаи оказавшие большое влияниена современных ему композиторов, и др.В этих произведениях намечается поворотк классическим формам— симфонии, оратории(«Рай и Пери» на сюжет «восточного романа» «ЛаллаРук» Т. Мура), что свидетельствовалоо поисках более обобщённых монументальных концепций.В то же время они знаменовали подходк созданию одночастной романтической поэмы(на основе принципа сквозного развития).В драматических эпизодах оратории,а также в сценах из «Фауста» И. В. Гёте Шуман подошёлк осуществлению своей мечтыо создании оперы. Единственная опера композитора «Геновева»,в основу которой легла средневековая легенда,во многом приближаласьк формировавшимся в то время идеалам Р. Вагнера (музыкально-сценическая целостность, лейтмотивная система и др.).К высоким образцам принадлежит его музыкак драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюраи 15 музыкальных номеров— вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации). Музыка Шумана оказала сильное воздействиена музыкальное искусство2-й половины 19 в.,в т. ч. на творчество П. И. Чайковскогои других русских композиторов.
Сочинения: Опера Геновева (по пьесам К. Ф. Хеббеляи Л. Тика, 1850, Лейпциг); для голосов, хораи оркестра — ораторияРай и Пери (1843), Реквиемпо Миньоне (слова Гёте, 1849), реквием (1852), месса (1852), сценыиз «Фауста» Гёте (1853) и др.; для оркестра— 4 симфонии (1841, 1846, 1850, 1851) и др.; для инструментовс оркестром — концерт для фортепиано (1845), фантазияи концерт для скрипки (оба— 1853), концерт для виолончели (1850), концертштюк для4 валторн (1849); камерно-инструментальные ансамбли— 3 сонаты для скрипкии фортепиано (1851–53), 5 пьес в народном духе для виолончелии фортепиано, Adagioи Allegro для фортепианои валторны, Фантастические пьесы для кларнетаи фортепиано, 3 романса для гобояи фортепиано (все— 1849),2 фортепианных квартета (1830, 1842),5 струнных квартетов(1839–42), фортепианный квинтет (1842) и др.; для фортепиано— 3 сонаты (1835; 1838; 1853,в 1-й редакции — Концерт без оркестра, 1836), Фантазия (1836), циклы Вариациина тему ABEGG (1830), Бабочки (1831), Карнавал (1835), Танцы Давидсбюндлеров (1837;2-я редакция — Давидсбюндлеры, 1851), Симфонические этюды (1837;2-я редакция 1852), Фантастические пьесы (1837), Детские сцены, Крейслериана, Новеллетты (все— 1838), Венский карнавал (1839), Альбом для юношества (1848), Лесные сцены, Пёстрые листки (оба— 1849),6 фуг на тему BACH (для органного или педального фортепиано, 1845) и др.; сочинения для фортепианов 4 руки, для2 фортепиано; для голосас фортепиано — циклы Круг песен (слова Гейне), Мирты; Круг песен (слова Й. Эйхендорфа), Любовьи жизнь женщины (слова А. Шамиссо), Любовь поэта (слова Гейне; все— 1840), Романсыи баллады (тетради 1–4, 1840–47), Альбом песен для юношества (1849) и др.; вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации и др.; музыкак спектаклям драматического театра,в т. ч. «Манфред» Дж. Байрона (1849), увертюры «Мессинская невеста»(по Ф. Шиллеру), «Юлий Цезарь»(по В. Шекспиру), «Германи Доротея» (по Гёте; все— 1851).