Этюды | op. 8 № 11 op. 8 № 12 | |
Вальс
2 пьесы для фортепиано (Софроницкий)
13 поэм для фортепиано (Софроницкий)
Соната № 4
Соната № 5
Музыка Скрябина в исп. Рахманинова
Александр Николаевич Скрябин (1871/72–1915) — русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать— пианисткой. Училсяв Московском кадетском корпусе(1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано)у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева.В 1892 окончил Московскую консерваториюпо классу фортепианоу В. И. Сафонова, занимался такжеу С. И. Танеева (контрапункт)и А. С. Аренского (композиция). Концертировалв России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки).В 1904–10 (с перерывом) жили работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал такжев США). Занимался педагогической деятельностью:в 1898 –1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, одновременно преподавалв музыкальных классах Екатерининского институтав Москве. Среди учеников:М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина. Скрябин — одиниз крупнейших представителей художественной культуры конца19 — начала 20 вв.В творчестве представлены фортепианныеи симфонические жанры.В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты,1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепианос оркестром, в 1900-х гг. — 3 симфонии, 4–10-я сонатыи поэмы для фортепиано(в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая»,«К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза»(1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) — этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен.В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность»и утончённая одухотворённая лирика.В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённогок неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений,по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия»,в которой объединяются все виды искусства— музыка, поэзия, танец, архитектура,а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготениек синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдиии поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма(образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»),а также экспрессионизма. Скрябин— яркий новаторв области средств музыкальной выразительностии жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда— т. н. прометеевский аккорд).Он впервые в музыкальной практике ввёлв симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связанос обращением к цветному слуху.Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыкии света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябинав Москве организован музей.
Сочинения: Для оркестра — 3 симфонии (1900–04, 3-я — Божественная поэма), симфонические поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня;с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепианос оркестром (1897); для фортепиано— 10 сонат (1892–1913),29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии ор. 11),21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.