Соната № 2
Музыка к пьесе «Клоп», op. 19 — № 5 Интермеццо (Виардо)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) — советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Доктор искусствоведения (1965). Герой Социалистического Труда (1966). Член КПССс 1960. Окончил Ленинградскую консерваториюу Л. В. Николаева (фортепиано, 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировал как пианист, участвовалв ансамблях, исполняя свои произведения(на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопенав Варшаве награждён почётным дипломом, 1927).С 1937 преподавал композицию(с 1939 профессор)в Ленинградской, в 1943–48 — в Московской консерватории. Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь Союза композиторов СССР(с 1957), Союза композиторов РСФСР(в 1960–68, 1-й секретарь). Член Советского комитета защиты мира(с 1949), Славянского комитета СССР(с 1942), Всемирного комитета защиты мира(с 1968). Президент общества СССР— Австрия(с 1958). Почётный член ряда зарубежных академий искусств, почётный доктор многих университетов. Международная премия Мира (1954), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Государственная премия УССР (1976), премия им. Я. Сибелиуса (1958).Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советскойи мировой музыкальной культуры 20 в. Особенно велико значение Шостаковича-симфониста.В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против злаи социальной несправедливости. Продолжая лучшие традиции русскойи зарубежной музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), Шостакович создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, черты которого (динамика развития, неожиданность контрастови образных перевоплощений тематизма, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией, полифонизация фактуры) проявились ужев 1-й симфонии (1925), принёсшей известность автору.О творческой зрелости Шостаковича свидетельствуют4-я (1936) и 5-я (1937) симфонии (идею последней композитор определил как «становление личности»— от сумрачных раздумий через борьбук итоговому жизнеутверждению).7-я симфония (1941)— выдающийся памятник героизму советского народав годы Великой Отечественной войны1941–45 — начатав осаждённом Ленинградеи посвящена этому городу. Драматургия симфонии основанана резком образном конфликте темы Родиныи темы фашистского нашествия; пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонансво всём мире.8-я симфония (1943), также связаннаяс военной тематикой, предвосхитила ряд произведений Шостаковича, вдохновлённых движением борьбыза мир. 10-ю симфонию (1953) отличает внедрение песенных интонацийи приёмов развёртывания.11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, посвящены Революции 1905и Октябрьской революции 1917, ознаменовали обращение Шостаковичак программности. 11-я симфония, построеннаяна мелодиях подлинных революционных песен, опираласьна опыт музыкик историко -революционным фильмам30-х гг. и «Десяти поэм» для хорана слова русских революционных поэтов (1951).12-я симфония, посвящённая В. И. Ленину, раскрывает идею революционной борьбы народаво имя свободыи счастья. 13-я симфония (на стихи Е. А. Евтушенко, 1962)— симфония-оратория, плакатно-броскаяпо музыкальному языку, посвящена актуальным проблемам гражданской нравственности, бичуя кровавые преступления расизма, она славит народный юмор, душевную красотуи долготерпение русской женщины, бескорыстное служение истине.14-я симфония (на стихи Ф. Гарсии Лорки и др., 1969), камернаяпо составу и масштабам частей,не уступает монументальным симфониямпо широте охвата жизненных явленийи их философскому осмыслению. Это произведение, прототипом которого,по признанию автора, были «Песнии пляски смерти» Мусоргского, сконцентрировало трагедийностьи проникновенную лирику, гротески драматизм. 15-я симфония (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизма Шостаковича, отчасти перекликаясьс некоторыми ранними его произведениями.В ткань симфонии органично включены цитатыиз увертюры к «Вильгельму Теллю» Россинии мотив судьбыиз «Кольца нибелунга» Р. Вагнера.Большой вклад внёс Шостакович в развитие музыкального театра. Однако его деятельностьв этой области была грубо прервана появлением редакционных статей газеты «Правда»— «Сумбур вместо музыки»(28 января 1936)и «Балетная фальшь»(6 февраля 1936). Заметное влияниена сценические произведения Шостаковича оказал В. Э. Мейерхольд. Опера «Нос»— оригинальное музыкальное воплощение повести Н. В. Гоголя, отличается быстрым чередованием эпизодов, смелым употреблением сложных средств современной композиторской техники, многопланово-контрапунктическим строением массовыхи ансамблевых сцен. Важнейшей вехойв творчестве Шостаковичаи в истории оперного искусства стала опера «Леди Макбет Мценского уезда»(«Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1932), где сатирическая заострённостьв обрисовке отрицательных персонажей сочетаетсяс одухотворённой лирикойи суровым, возвышенным трагизмом. Правдивостьи сочность музыкальных портретов, психологическая углублённость, обобщение народно-песенных интонаций, особеннов финале, в картине каторги, говорято близости Шостаковичак искусству М. П. Мусоргского. Идейно-эстетические заветыи выразительные средства последнего нашли отражениев эпической широте вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина»(на слова Евтушенко, 1964),в раскрытии темы «маленького человека»в вокальном цикле«Из еврейской народной поэзии»(1948). Шостакович осуществил оркестровую редакцию опер «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959), оркестровку вокального цикла «Песнии пляски смерти»(1962) Мусоргского. Крупными событиями советской музыкальной жизни было появление нескольких концертов для фортепиано, для скрипки, для виолончели с оркестром, многих камерных произведений Шостаковича: фортепианный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского,15 струнных квартетов,24 прелюдии и фуги для фортепиано (первый подобный циклв отечественной музыке), циклы романсовна слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти.Нарочитая простота письма некоторых сочинений конца 40-х — начала50-х гг. (оратория «Песньо лесах», 1949; вокальный циклна слова Долматовского, 1951; кантата«Над Родиной нашей солнце сияет», 1952) объясняется стремлением композитора ответитьна обвинения в «антинародном формализме», выдвинутые тенденциозным постановлениемЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели»от 10 февраля 1948. Многолетняя работа Шостаковичав кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием городского фольклораи рабочей революционной массовой песни («Златые горы», 1931; «Встречный», 1932; трилогияо Максиме, 1935–39; «Человекс ружьём», 1938; «Молодая гвардия», 1948; «Овод», 1955), музыке более поздних кинофильмов присущи симфонизированные принципы развития («Гамлет», 1964; «КорольЛир», 1971). Творчество Шостаковича, завоевавшее ныне всеобщее признание, оказало значительное воздействиена развитие советскогои мирового музыкального искусства.
Сочинения: Оперы — Нос(по Н. В. Гоголю, 1930, Ленинград), Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова,по Н. С. Лескову, 1934, Ленинград, Москва; новая редакция 1956, постановка 1963, Москва), Игроки(по Гоголю, не окончена, концертного исполнения, 1978, Ленинград), балеты— Золотойвек (1930, Ленинград), Болт (1931, тамже), Светлый ручей (1935, Ленинград, Москва), музыкальная комедия Москва— Черёмушки (1959, Москва); для солистов, хораи оркестра — оратория Песньо лесах (слова Е. А. Долматовского, 1949), кантатаНад Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952), Поэмао Родине (1947), сатирическая кантата Раёк (слова Л. Н. Лебединского, около 1960), Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964), для хораи оркестра — Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945), Гимн Москве (1947); для оркестра— 15 симфоний (1925; Октябрю, 1927; Первомайская, 1929; 1936; 1937; 1939; 1941; 1943; 1945; 1953; 1905год, 1957; 1917год, 1961; 1962; 1969; 1971), Праздничная увертюра (1954), симфоническая поэма Октябрь (1967), увертюры, сюиты и др.; концертыс оркестром — 2 для фортепиано (1933, 1957),2 для скрипки (1948, 1967),2 для виолончели (1959, 1966), камерно-инструментальные ансамбли— сонаты для скрипки (1968), для альта (1975), для виолончели (1934)с фортепиано, 2 фортепианных трио (1923, 1944),15 струнных квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, 1960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), фортепианный квинтет (1940), для фортепиано— 2 сонаты (1926, 1942),24 прелюдии (1933),24 прелюдии и фуги (1951) и др.; для хора a cappella— 10 поэм на слова русских революционных поэтов (1951) и др.;7 романсов на слова А. А. Блока для голоса, скрипки, виолончелии фортепиано (1967), для голосас фортепиано — вокальный циклИз еврейской народной поэзии для сопрано, контральтои тенора с фортепиано (1948), романсыи песни на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Чёрного, М. И. Цветаевой, М. А. Светлова, В. Шекспира, Р. Бёрнса и др., сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (для басас фортепиано, 1974) и др., музыкак спектаклям драматического театра, кинофильмам.