Игорь Фёдорович Стравинский (1882–1971) — русский композитор, дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского.В 1900–05 занималсяна юридическом факультете Петербургского университета.С детских лет учился игрена фортепиано у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1903–05 брал уроки композицииу Н. А. Римского -Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Многие годы был друженс С. П. Дягилевым. В «Русских сезонах»в Париже прошли премьеры балетов Стравинского«Жар-птица» (1910), «Петрушка»(1911), «Весна священная» (1913), принёсшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жилза рубежом. С 1914 обосновалсяв Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял французское,в 1945 — американское подданство). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступали как пианист).В 1962 состоялись авторские концертыв Москве и Ленинграде.Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, однако подчинённой в каждый творческий период своей стержневой тенденции.В т. н. русский период (1908— начало20-х гг.), вершинными произведениями которого являются балеты«Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», хореографические сцены «Свадебка»(1917, окончательный вариант 1923), Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору,к ритуальным и обрядовым образам,к балагану, лубку.В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанныес «театром представления», закладываются основные элементы музыкального языка— «попевочный» тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т. д.В следующий, т. н. неоклассицистский, период(до начала 1950-х гг.) на смену русской тематике пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский обращалсяк различным стилевым моделям, осваивая приёмыи средства европейской музыки барокко(опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинного полифонического искусства («Симфония псалмов» для хораи оркестра, 1930) и др. Названные сочинения,а также балетс пением «Пульчинелла»(на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты «Поцелуйфеи» (1928), «Орфей»(1947), 2-я и 3-я симфонии (1940, 1945), опера «Похождения повесы»(1951) — не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-стилистические модели, композиторв соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт современныепо звучанию произведения). Поздний период творчества(с середины 1950-х гг.) характеризуется преобладанием религиозной тематики («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966, и др.), усилением роли вокального начала (слова), свободным использованием додекафонной техники (однаков рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнямии наличием устойчивых элементов, проявляющихсяв произведениях разных лет. Стравинский принадлежитк числу ведущих новаторов 20 в.Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементыв фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (например, джазовые), внёс много новогов метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуруи оказали воздействиена развитие музыки 20 в.
Сочинения: Оперы — Соловей (1914, Париж), Мавра(по поэме «Домикв Коломне» Пушкина, 1922, тамже), Царь Эдип(опера-оратория, 1927, тамже; 2-я редакция 1948), Похождения повесы (1951, Венеция); балеты— Жар-птица (1910, Париж;2-я редакция 1945), Петрушка (1911, тамже; 2-я редакция 1946), Весна священная (1913, тамже; 2-я редакция 1943), Байка про Лису, Петуха, Котада Барана, представлениес пением и музыкой (1916; постановка 1922, Париж), История солдата(балет-пантомима, 1918, Лозанна), Пульчинелла(с пением, 1920, Париж), Свадебка (хореографические сценыс пением и музыкой, 1923, тамже), Аполлон Мусагет (1928, Вашингтон;2-я редакция 1947), Поцелуйфеи (1928, Париж;2-я редакция 1950), Играв карты (1937,Нью-Йорк), Орфей (1948, тамже), Агон (1957, тамже); для солистов, хораи оркестра — кантаты Звездоликий (1912), Вавилон (1944), кантатана слова английских поэтов15–16 вв. (1952), Плач пророка Иеремии (1958), Священное песнопение (1955), Заупокойные песнопения (1966) и др.; для хораи оркестра — Симфония псалмов (1930;2-я редакция 1948) и др.; для оркестра— 3 симфонии (1907,2-я редакция 1917;2-я — in C, 1940;3-я — В трёх движениях, 1945), Фейерверк (1908), Базельский концерт (для струнного оркестра, 1946) и др.; концертыс оркестром — для скрипки (1931), для фортепианои духовых инструментов (1924;2-я редакция 1950); концерт для2 фортепиано (1935), Чёрный концерт для кларнетаи джаз-бэнда (1945); камерно-инструментальные ансамбли; пьесы для фортепиано; хоры a cappella; романсы, песни и др.