«Детский альбом», op. 39 (Плетнёв)
Концерт № 1 | (Горовиц)
(Рихтер)
| |
Чайковский — Плетнёв — Концертная сюита
из балета «Щелкунчик»
Музыка Чайковского в исп. Рахманинова
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Училище правоведенияв Петербурге (1859), служилв Министерстве юстиции(до 1863). С 1861 занималсяв Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованныхв 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончилв 1865 по классу сочиненияу А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармониии инструментовки), среди учеников— С. И. Танеев. Благотворным для идейно-художественного развития Чайковского было общениес А. Н. Островским, П. М. Садовским, Н. Г. Рубинштейном и др., посещение Артистического кружка, благодаря чему возрос его интереск русской народной,в т. ч. городской, песне. Чайковский активно участвовалв музыкальной жизни Москвы; здесь издавалисьи исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства (1868)и творческих контактовс членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений(по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия «Ромеои Джульетта», 1869, симфония «Манфред», 1885; В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», 1873). Творчество70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов.В конце 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил,а также обстоятельствами личной жизни (неудачная женитьба).В течение нескольких лет жил преимущественноза границей (главным образомв Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержкаи переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В середине 80-х гг. Чайковский возвратилсяк активной музыкально-общественной деятельности.В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы.С 1885 постоянно жилв Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское),с 1892 — в самом Клину.С конца 80-х гг. много выступал как дирижёрв России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческиеи дружеские связи Чайковскогос западноевропейскими музыкантами (Х. фон Бюлов, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер, А. Никиш, К. Сен-Санс и др.).В творчестве Чайковского,в котором ведущими были операи симфония, представлены почти все музыкальные жанры.В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью2-й половины 19 в. Заметно усиление трагического началав произведениях последних лет (особеннов опере «Пиковая дама»и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизнии смерти, любви, природы, детства, окружающего быта,в ней по-новому раскрываются произведения русскойи мировой литературы— А. С. Пушкинаи Н. В. Гоголя, В. Шекспираи Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связис творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова.В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяниеи порыв к идеалу.Опираясь на сложившийся в творчестве М. И. Глинки синтез интонаций городскойи крестьянской песни, бытового романса,на интонационный словарь романтической эпохи, Чайковский создал свой мелодический язык, способныйи к воплощению тончайших душевных движений,и к обобщению масштабных идей. Все выразительные средства его музыки (мелодия, гармония, оркестровка, форма произведений) обладают огромной силой экспрессивного воздействия. Великий симфонист, Чайковский явился творцом произведений, отмеченных исключительной интенсивностью развития тематического материала, глубиной его преобразований. Среди сочинений для оркестра главное место занимает симфония. Считаяеё «исповедью души», «лиричнейшейиз всех музыкальных форм», продолжая тем самым линию, идущуюот симфонии g-moll В. А. Моцартаи Неоконченной симфонии Ф. Шуберта, Чайковскийв то же время развил традиции бетховенского симфонизма, связанныес острой конфликтностью,с философско -драматической трактовкой жанра; трагедийная линия симфонизма достигла кульминациив 6-й симфонии. Те же принципы претвореныи в программных произведениях (увертюра-фантазия «Ромеои Джульетта»; «Франческада Римини», 1876, и др.). Качествами, характерными для симфонических произведений, отмечены сочиненияв других инструментальных жанрах(1-й концерт для фортепианос оркестром, 1875; концерт для скрипкис оркестром, 1878;3-й струнный квартет, 1876; фортепианное трио «Памяти великого художника», посвящённое Н. Г. Рубинштейну, 1882; Большая соната для фортепиано, 1878, и др.),а также многие романсы («Деньли царит», «Благословляю вас, леса»,«Я ли в поле да не травушка была» и др.)и произведения для музыкального театра.В опере «Евгений Онегин»(по Пушкину, 1878) Чайковский создал уникальный образец «лирических сцен». Здесь сложился гибкий ариозно-речитативный стиль, возникло единствои взаимодействие вокальногои симфонического начал,а также лирико-драматическогои жанрово -бытового планов, предвосхищены принципы психологического театра А. П. Чеховаи К. С. Станиславского. В этой опере Чайковский впервые воплотил свой эстетический идеал «интимной,но сильной драмы»из жизни обыкновенных людей.В операх на исторические сюжеты («Орлеанская дева», 1879; «Мазепа», 1883, и др.)в центре внимания Чайковского прежде всего душевная драма героев. «Пиковая дама»(1890) — примероперы-симфонии, где оперные формы сочетаютсяс закономерностями симфонии. Чайковский явился новаторомв области балетной музыки: создал высокохудожественные произведения, также насыщенные симфоническим развитием («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892).Чайковскому принадлежат литературные работы, стихотворения, либретто некоторых его опер. Критическая деятельность (впервые выступил в печати в 1868, сотрудничалв 1871 в газете «Современная летопись»,в 1872–76 — в газете «Русские ведомости») обнаруживает глубокую проницательностьв оценках музыкальных явлений прошлогои настоящего, историзм мышления (это нашло отражениеи в обширной переписке Чайковского). Творчество Чайковского получило признание ещё при жизни композитора какв России, таки за рубежом: он был избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892), почётным доктором Кембриджского университета (1893). Его музыка особенно любимав СССР. Дом Чайковскогов Клину сохраняется какДом-музей (с 1894), создан такжеДом-музей в Воткинске (1940).С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Сочинения: Оперы — Воевода (1869, Москва), Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник (1872; постановка 1874, Петербург), Кузнец Вакула (1874; постановка 1876, тамже), Евгений Онегин (1878; постановка 1879, Москва), Орлеанская дева (1879; постановка 1881, Петербург), Мазепа (1883; постановка 1884, Москва), Черевички(2-я редакция оперы Кузнец Вакула, 1885; постановка 1887, тамже), Чародейка (1887, Петербург), Пиковая дама (1890, тамже), Иоланта (1891; постановка 1892, тамже); балеты— Лебединое озеро (1876; постановка 1877, Москва), Спящая красавица (1889; постановка 1890, Петербург), Щелкунчик (1892, тамже); для солистов, хораи оркестра — одаК радости (1865), кантата Москва (1883) и др.; для оркестра— симфонии(1-я — Зимние грёзы, 1866,3-я редакция 1874;2-я, 1872, 2-я редакция 1880;3-я, 1875; 4-я, 1877; Манфред, 1885;5-я, 1888; 6-я, 1893), 4 сюиты (1879–87; 4-я — Моцартиана), увертюра-фантазия Ромеои Джульетта (1869;3-я редакция 1880), фантазия Буря (1873), фантазия Франческада Римини (1876), Итальянское каприччио (1880), Торжеств увертюра 1812год (1880), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и др.; для инструментовс оркестром — 3 концерта (1875–93) и Концерт фантазия (1884) для фортепиано, концерт (1878), Меланхолическая серенада (1875)и Вальс-скерцо (1877) для скрипки, Вариациина тему рококо для виолончели (1876) и др.; камерно-инструментальные ансамбли— фортепианное трио Памяти великого художника (1882),3 струнных квартета(1871–76), струнный секстет Воспоминаниео Флоренции (1892); для фортепиано— 2 сонаты (1865;2-я — Большая соната, 1878), Времена года (1876), Детский альбом (1878), Думка (1886) и др.; произведения для хорас оркестром; для хора a cappella— Литургия св. Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881) и др.; камерно-вокальные ансамбли; романсы (свыше 100); музыкак спектаклю драматического театра— «Снегурочка» Островского (1873, Москва), и др.