Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Фридерик Шопен
(1810–1849)

Ф. Шопен

mp3-записи Шопена
на ArtOfPiano.ru

Этюды № 8 F-dur, op. 10 № 8, Allegro (Ашкенази)
24 этюда op. 10, op. 25 (Поллини)
12 этюдов op. 25 (Соколов)

51 мазурка (Рубинштейн)

Ноктюрны op. 9 № 2 Es-dur, Andante (Рубинштейн)
op. 55 № 2 Es-dur, Lento sostenuto (Фридман)

24 прелюдии, op. 28 (Аргерич)

«Блестящие вариации» (Ашкенази)

4 скерцо (Рубинштейн)

Баллады 4 баллады (Рубинштейн)
№ 4 f-moll, Andante con moto (Рихтер)

Соната № 2 b-moll, op. 35 (Горовиц)
(Поллини)
(Рубинштейн)


Концерт № 1 e-moll, op. 11 (Гилельс)

Концерт № 2 f-moll, op. 21 (Рихтер)


Музыка Шопена в исп. Рахманинова



Музыка Шопена в исп. Чубрика


Фридерик Шопен [пэ] (Frédéric Chopin, 1810–1849) — польский композитор, пианист. Первоначальное музыкальное образование получил у В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснера в Высшей музыкальной школе в Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под руководством Т. Костюшко в 1794, в котором принимал участие отец композитора Николай Шопен, выходец из Франции), а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста (первые полонезы изданы в 1817) развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.) и венской классической школы. В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий (Большая фантазия на польские темы B-dur для фортепиано с оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр (в т. ч. ноктюрн), а также крупные формы (соната для фортепиано № 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода 2 концерта для фортепиано с оркестром. Шопен-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830–31. После поражения польского восстания (1830–31) Шопен, связанный с участниками восстания, не смог вернуться на родину и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями литературной, художественной и музыкальной жизни (знакомство с Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.). Отказавшись от карьеры виртуоза (Шопен много выступал в открытых концертах только в первые годы жизни в Париже), он сосредоточил свои поиски в области композиторского творчества, создав в 1830–40-х гг. выдающиеся произведения в различных жанрах фортепианной музыки. Их объединяет тема Родины, приобретающая то героико-драматический и трагедийный характер (этюд № 12, прелюдии a-moll и d-moll, скерцо № 1, баллада № 1, соната b-moll с траурным маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы A-dur, As-dur). В произведениях 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазия f-moll, соната h-moll и др.).
В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию, в 1837 — в Лондон. Зиму 1838–39 провёл на острове Майорка (Испания). В последние годы жизнь Шопена осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывом с Ж. Санд и тяжёлой болезнью. После кончины Шопена его сердце (по желанию композитора) было перевезено на родину, в Желязову-Волю.
Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена родоначальника польской музыкальной классики, выдающегося пианиста своего времени уникальное явление в истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фортепианной музыки, он сконцентрировал в ней разнообразнейшие и наиболее перспективные художественные тенденции времени. Художественный мир Шопена отличается универсализмом: глубочайшая психологичность и сокровенный лиризм сочетаются с постоянным ощущением объективной жизненной реальности, тонкость в передаче отдельных настроений с крупным рельефом драматического развития, мечтательная созерцательность с активной действенностью. Характерная особенность его музыкального языка новаторский синтез. Композитор-романтик, Шопен в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода, а также (в миниатюрах) баховских импровизационных форм. В то же время его произведения отличает моцартовское совершенство пропорций. Мелодика Шопена соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность, кантиленное и речевое начала, претворила характерные черты польского народного мелоса и итальянского оперного бельканто. В ладово-гармонической сфере опора на диатонические лады соединилась с утончённой хроматикой, ладовая переменность с развитой модуляционной (в т. ч. и энгармонической) техникой, предвосхитившей многие открытия в области гармонии Ф. Листа, Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина. Шопен раскрыл богатейшие возможности фортепианной фактуры, создав выразительные типы фигурационного тематизма, «поющей» гармонии. Фортепианный стиль Шопена, тесно связанный с его исполнительским стилем, отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостью и пластичностью, сочетанием крупного штриха с тончайшей отделкой деталей, поэтической одухотворённостью целого. Влияние разнообразнейших жанровых связей Шопена сказалось на всех выразительных средствах (в т. ч. и на ритмике). Разные типы польских деревенских и городских танцев (мазур, куявяк, оберек, полонез), вальс, хорал, марш, их жанровые признаки, появляясь в различных комбинациях, подтверждают глубинную жизненную основу музыки Шопена и придают ей особую многомерность и содержательную ёмкость.
Жанры и формы фортепианного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимают у Шопена и миниатюра, и крупная (одночастная или циклическая) форма. Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного (концертного) этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танцевальных жанров мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии. В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная (свободная) форма с чертами внутренней цикличности. Зрелые сонаты Шопена по своей концепционности и интенсивности развития равнозначны симфониям.
Творчество Шопена оказало огромное влияние на многие поколения музыкантов. С 1927 в Варшаве каждые 5 лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена. В 1934 организован Институт Шопена (с 1950 — Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в ЧССР, ГДР, Австрии, до 2-й мировой войны 1939–45 существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 — основана Международная федерация обществ Шопена.

Сочинения: Для фортепиано с оркестром 2 концерта (1829, 1830), вариации (1828), рондо (1828), фантазия (1829), Andante spianato и полонез (1831–35); камерно-инструментальные ансамбли соната для виолончели и фортепиано (1846), интродукция и полонез для фортепиано и виолончели (1830), фортепианное трио (1829) и др.; для фортепиано 3 сонаты (1828–44), фантазия (1841), 4 баллады (1835–42), 4 скерцо (1832–42), 4 экспромта (1834–42), 21 ноктюрн (1827–46), 4 рондо (1825–34), 27 этюдов (1829–39), 17 вальсов (1827–47), около 60 мазурок, 16 полонезов (1817–46), 25 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии, 1831–39), тарантелла (1841), болеро (1833), 3 экоссеза (1830), баркарола (1846), колыбельная (1844), несколько циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с фортепиано (1829–47).


© 2002–2016 Аркадий Чубрик · SMS · E-mail