Музыка Мусоргского в исп. Рахманинова
Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) — русский композитор.В раннем детстве обучался игрена фортепиано под руководством матери,к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации.С 1849 постоянно жилв Петербурге. Училсяв Петропавловской школе,в 1852–56 — в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал урокиу пианиста Ант. А. Герке.В 1852 издано первое сочинение Мусоргского— полька «Подпрапорщик» для фортепиано.По окончании школы произведёнв прапорщики Преображенского полка.В 1858 вышелв отставку. Впоследствиииз-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления(1863–67), Лесного департаментаи в ревизионной комиссии Государственного контроля(1868–80). Мусоргский выступалв концертах как пианист (солисти ансамблист). В 1879 совершил концертную поездкупо югу Россиис певицей Д. М. Леоновой,с 1880 был аккомпаниаторомв открытой ею школе (курсах) пения.Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство(1856–57) с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка— «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбуза национальное искусство. Ужев сочинениях конца50-х — начала60-х гг. (хоровые произведения,в т. ч. хориз музыки к трагедии «Царь Эдип» Софокла; оркестровые, фортепианные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности.К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценокиз народной жизни(на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.)— «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке»,«Спи, усни, крестьянскийсын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами»к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное местов творческих исканиях Мусоргского занимала опера.В 1856 возник замысел(не осуществлён) оперы«Ган Исландец» (по В. Гюго). В 1863–65 работал над оперой «Саламбо»(по роману Г. Флобера,не окончена). Смелым экспериментомв области декламационной оперы явилась его «Женитьба»(на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя, 1868,не окончена). Эти работы подготовили Мусоргскогок созданию одногоиз величайших творений— народной музыкальной драмы «Борис Годунов»(по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868–69; 2-я редакция 1872). Первоначальноне принятая Дирекцией императорских театров, опера была поставлена лишьв 1874 (в 1873 исполнены3 сцены из оперы), но с большими купюрами.В 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина»(на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского,1872–80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка»(по повести Н. В. Гоголя,не окончена). В эти же годы созданы вокальные циклына слова А. А. Голенищева-Кутузова«Без солнца» (1874), «Песнии пляски смерти»(1875–77), а также «Детская»(слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепианный цикл «Картинкис выставки» (1874).После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». В 1920-х гг. проведена большая работа (П. А. Ламм, Б. В. Асафьев)по восстановлению авторских редакций. Д. Д. Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов»(1940) и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки»(завершена, оркестрована) принадлежит В. Я. Шебалину. Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознанияв эпоху 60-х гг. 19 в.,с идеями русских революционных демократов,а в 70-х гг. — с такими течениями русской мысли, как народничество и др.В центре его творчества— народ как «личность, одушевлённая единою идеею», важнейшие события отечественной истории,в которых с большой силой проявляются воляи суд народа.В сюжетах из отечественного прошлогоон искал ответына современные вопросы. «Прошедшеев настоящем — вот моя задача»,— писалон Стасову. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов.Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опорана русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако музыкальный язык Мусоргского, продолжателя традиций М. И. Глинкии А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были воспринятыи развиты тольков 20 в. Таковы,в частности, многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкиеот норм западноевропейской классики(в т. ч. от сонатности), а также его мелодика— естественная, «творимая говором»,т. е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песнии обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Стольже индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаютсяс принципами народно-песенной ладовости,с импрессионистическими приёмами,с последованиями звучностей экспрессионистического плана.В дальнейшем творческие открытия Мусоргскогов области музыкальной декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в.,в т. ч. С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Л. Яначек, О. Мессиан.В 1968 в деревне Наумово (ныне Куньинского района Псковской области) открытМузей-усадьба Мусоргского.
Сочинения: Оперы — Саламбо (1866,не окончена), Женитьба(1-е действие, 1868; досочиненаи оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, 1931, Москва; оркестровая редакция Г. Н. Рождественского, 1985), Борис Годунов (1869;2-я редакция 1874, Петербург;в редакции Н. А. Римского-Корсакова, 1896, Петербург;в редакции Д. Д. Шостаковича, 1959, Ленинград), Хованщина(1872–80; завершенаи оркестрована Римским-Корсаковым, 1883, постановка 1886, Петербург;в редакции Шостаковича экранизированав 1959, постановка 1960, Ленинград), Сорочинская ярмарка (1880; завершена Ц. А. Кюи, 1917, Петроград;в редакции В. Я. Шебалина, 1931, Ленинград); для оркестра— скерцо (1858), интермеццо (1867), Ночьна Лысой горе (1867), марш Взятие Карса (1880); для фортепиано— Картинкис выставки (1874;в оркестровке М. Равеля, 1922); для хораи оркестра — хориз музыки к трагедии «Царь Эдип» Софокла (1860), Поражение Сеннахериба (1867); для солистов, хораи фортепиано — Иисус Навин (1877); для голосаи фортепиано — сборник Юные годы (1865), циклы Детская (слова Мусоргского, 1872),Без солнца (слова Голенищева-Кутузова, 1874), Песнии пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова,1875–77), песнии романсы на слова Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцова и др.,на собственные тексты; записии обработки народных песен.