Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Морис Равель
(1875–1937)

Концерт № 1 G-dur (Цимерман)

Концерт № 2 D-dur, для левой руки (Витгенштейн)
(Цимерман)


«Болеро» для симфонического оркестра


Морис Равель э] (Maurice Ravel, 1875–1937) французский композитор. В 1889–1905 занимался в Парижской консерватории, в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепиано), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля испано-баскского происхождения; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также русских композиторов А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совместно с И. Ф. Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперы в Париже, оркестровал «Картинки с выставки», в опере «Испанский час» Равель, по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского). Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914–18 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля, в т. ч. фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена» (1917). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.
Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также «Болеро» (1928) для оркестра одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях балет (хореографическая симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), «Болеро», «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепиано, 1911) и др., а также в таких произведениях, как Соната для скрипки и фортепиано (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др. Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в. В 1975 в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум М. Равеля».

Сочинения: Оперы Испанский час (1907, постановка 1911, Париж), Дитя и волшебство (опера-балет, 1925, Монте-Карло); балеты Дафнис и Хлоя (хореографическая симфония, 1912, Париж), Моя матушка-гусыня (1912, там же); кантаты; для оркестра Испанская рапсодия (1907), Вальс (хореографическая поэма, 1920), Болеро (1928) и др.; 2 концерта для фортепиано с оркестром (1930; 1931, для левой руки); камерно-инструментальные ансамбли; для фортепиано Павана усопшей инфанте, Сонатина, Игра воды, циклы Отражения, Ночной Гаспар (также под названием Призраки ночи), Благородные и сентиментальные вальсы, сюита Гробница Куперена и др.; для скрипки с фортепиано концертная фантазия Цыганка (1924; также с оркестром); произведения для хора, для голоса с оркестром или с инструментальным ансамблем, для голоса с фортепиано; оркестровка и переложения для 2 фортепиано произведений других авторов, и др.


© 2002–2017 Аркадий Чубрик · SMS · E-mail