Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Антон Григорьевич Рубинштейн
(1829–1894)

Музыка Рубинштейна в исп. Рахманинова


Антон Григорьевич Рубинштейн э] (1829–1894) — русский пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Занимался у А. И. Виллуана (фортепиано), З. Дена (музыкально-теоретические предметы). В 1839 впервые выступил как пианист в публичном концерте в Москве. В 1840–43 совершил концертное турне по крупнейшим западноевропейским городам. В 1848–54 концертировал как пианист и дирижёр в Петербурге (главным образом с исполнением собственных сочинений), в 1854–58 — за рубежом, где общался с Ф. Листом, оказавшим существенное влияние на развитие пианизма Рубинштейна. Завоевал славу одного из величайших пианистов мира. Его пианистическое искусство отличалось драматической силой, мужественностью. Глубоко проникая в авторский замысел произведения, Рубинштейн смело создавал свои исполнительские образы. Большое просветительское значение имели циклы т. н. Исторических концертов (провёл их в 1885–86 в России и в ряде других европейских стран), в которых Рубинштейн показал эволюцию фортепианной музыки от истоков до сочинений современных ему русских композиторов.
В конце 50-х гг. развернулась широкая музыкально-общественная деятельность Рубинштейна. По его инициативе были созданы Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859), Петербургская консерватория (1862) первая в России (до 1867 и в 1887–91 её профессор и директор). В 80-х гг. разработал проекты организации в России общедоступных концертов и оперных спектаклей, государственных правительственных консерваторий, музыкального воспитания в школах.
Обширно и разнообразно по жанрам музыкальное наследие Рубинштейна. Ему принадлежат оперы, лучшая среди которых «Демон» (1871); оратории; симфонии; концерты (выделяется 4-й концерт для фортепиано с оркестром); камерно-инструментальные и вокальные сочинения; фортепианные пьесы. Композиторское творчество Рубинштейна имело большое историческое значение: зачастую он прокладывал пути, по которым шли последующие композиторы. Так, его симфонии (не выдержавшие испытание временем) помогли русским композиторам в освоении классического симфонического цикла. От его фортепианных произведений тянутся нити к творчеству П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. По инициативе Рубинштейна был основан Международный конкурс пианистов и композиторов (1890, Петербург; проводился каждые 5 лет до 1910 — в Берлине, Вене, Париже, Петербурге).

Сочинения: Оперы Куликовская битва (Дмитрий Донской, 1852, Петербург), Фомка-дурачок (1853, там же), Сибирские охотники (1854, Веймар), Дети степей (1861, Вена), Фераморс (Лалла Рук, 1863, Дрезден), Демон (1875, Петербург), Маккавеи (1875, Берлин), Нерон (1879, Гамбург), Купец Калашников (1880, Петербург), Горюша (1889, там же) и др.; духовные оперы и оратории Потерянный рай (1856), Вавилонское столпотворение (1869) и др.; балет Виноградная лоза (1893, Берлин); для оркестра 6 симфоний (1850–86) и др.; концерты с оркестром 5 для фортепиано (1850–74), для скрипки (1857); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. 5 фортепианных трио, 10 струнных квартетов, фортепианный квинтет; произведения для фортепиано; хоры, романсы и др.


© 2002–2017 Аркадий Чубрик · SMS · E-mail