Orphus

Классическая музыка    [Классика в mp3]

Роберт Шуман
(1810–1856)

Музыка Шумана в исп. Рахманинова


Роберт Шуман (Robert Schumann, 1810–1856) — немецкий композитор, музыкальный критик. Родился в семье книгоиздателя. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах. Ученик Ф. Вика (фортепиано). С 13-летнего возраста выступал как пианист, однако повредил руку и не смог стать концертирующим исполнителем. В 1834 основал в Лейпциге журнал «Neue Zeitschrift für Musik» (до 1844 был его главным редактором и автором). В 1840 женился на пианистке К. Вик (К. Шуман), совершил с ней ряд концертных поездок (по России в 1844). С 1843 некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории. С 1844 жил в Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, выступал как хоровой и симфонический дирижёр. В начале 1850-х гг. творческая и общественная активность Шумана начала снижаться в связи с обострением психического заболевания.
Шуман один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана было антитезой атмосфере мещанской Германии 1820–40-х гг. Оно звало в мир высокой человечности, воспевало красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей — характерные черты музыки Шумана. В творчестве Шуман опирался на образы литературного романтизма (Жан Поль и Э. Т. А. Гофман), многим его произведениям свойственна литературно-поэтическая программность. Шуман нередко обращается к циклу лирических, часто контрастных миниатюр (для фортепиано или голоса с фортепиано), позволяющих раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, постоянное балансирование на грани реальности и вымысла. В музыке Шумана романтический порыв чередуется с созерцательностью, причудливая скерцозность с жанрово-юмористическими и даже сатирически гротесковыми элементами. Отличительной чертой произведений Шумана является импровизационность. Полярные сферы своего художественного мировоззрения Шуман конкретизировал в образах Флорестана (воплощение романтического порыва, устремления в будущее) и Эвзебия (рефлексия, созерцание), постоянно «присутствующих» в музыкальных и литературных произведениях Шумана как ипостаси личности самого композитора. В центре музыкально-критической и литературной деятельности Шумана блестящего критика борьба с банальностью в искусстве и жизни, стремление к преобразованию жизни посредством искусства. Шуман создал фантастический союз «Давидсбунд», объединивший наряду с образами реальных лиц (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист, К. Шуман) также вымышленных персонажей (Флорестан, Эвзебий; маэстро Раро как олицетворение творческой мудрости). Борьба «давидсбюндлеров» и мещан-филистеров («филистимлян») стала одной из сюжетных линий программного фортепианного цикла «Карнавал».
Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета, однако удельный вес каждого на протяжении всего творчества Шумана менялся. 1830-е гг. прошли под знаком создания произведений для фортепиано. К высочайшим достижениям Шумана в области фортепианной музыки относятся цикл «Симфонические этюды», написанный в форме вариаций (в которых наряду с романтическими образными трансформациями прослеживается классическая мотивно-тематическая работа), соната fis-moll, фантазия. К началу 1840-х гг. всё большее значение в творчестве Шумана приобретают камерно-вокальные произведения (сборники и циклы романсов и песен для голоса с фортепиано на стихи поэтов-романтиков Г. Гейне, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо), в которых лирическое чувство обретает высокую степень конкретности и глубокий психологизм. Новаторским в романсах и песнях Шумана был тип взаимодействия вокальной мелодики, гибко следующей за поэтическим текстом, и партии фортепиано, раскрывающей подтекст, сокровенный смысл поэтического высказывания («Любовь поэта» на стихи Гейне и др.). В 1840-х гг. композитором создаются также камерно-инструментальные произведения, концерт для фортепиано с оркестром, 4 симфонии, занимающие значительное место в творчестве Шумана и оказавшие большое влияние на современных ему композиторов, и др. В этих произведениях намечается поворот к классическим формам симфонии, оратории («Рай и Пери» на сюжет «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), что свидетельствовало о поисках более обобщённых монументальных концепций. В то же время они знаменовали подход к созданию одночастной романтической поэмы (на основе принципа сквозного развития). В драматических эпизодах оратории, а также в сценах из «Фауста» И. В. Гёте Шуман подошёл к осуществлению своей мечты о создании оперы. Единственная опера композитора «Геновева», в основу которой легла средневековая легенда, во многом приближалась к формировавшимся в то время идеалам Р. Вагнера (музыкально-сценическая целостность, лейтмотивная система и др.). К высоким образцам принадлежит его музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации). Музыка Шумана оказала сильное воздействие на музыкальное искусство 2-й половины 19 в., в т. ч. на творчество П. И. Чайковского и других русских композиторов.

Сочинения: Опера Геновева (по пьесам К. Ф. Хеббеля и Л. Тика, 1850, Лейпциг); для голосов, хора и оркестра оратория Рай и Пери (1843), Реквием по Миньоне (слова Гёте, 1849), реквием (1852), месса (1852), сцены из «Фауста» Гёте (1853) и др.; для оркестра 4 симфонии (1841, 1846, 1850, 1851) и др.; для инструментов с оркестром концерт для фортепиано (1845), фантазия и концерт для скрипки (оба 1853), концерт для виолончели (1850), концертштюк для 4 валторн (1849); камерно-инструментальные ансамбли 3 сонаты для скрипки и фортепиано (1851–53), 5 пьес в народном духе для виолончели и фортепиано, Adagio и Allegro для фортепиано и валторны, Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано, 3 романса для гобоя и фортепиано (все 1849), 2 фортепианных квартета (1830, 1842), 5 струнных квартетов (1839–42), фортепианный квинтет (1842) и др.; для фортепиано 3 сонаты (1835; 1838; 1853, в 1-й редакции — Концерт без оркестра, 1836), Фантазия (1836), циклы Вариации на тему ABEGG (1830), Бабочки (1831), Карнавал (1835), Танцы Давидсбюндлеров (1837; 2-я редакция — Давидсбюндлеры, 1851), Симфонические этюды (1837; 2-я редакция 1852), Фантастические пьесы (1837), Детские сцены, Крейслериана, Новеллетты (все 1838), Венский карнавал (1839), Альбом для юношества (1848), Лесные сцены, Пёстрые листки (оба 1849), 6 фуг на тему BACH (для органного или педального фортепиано, 1845) и др.; сочинения для фортепиано в 4 руки, для 2 фортепиано; для голоса с фортепиано циклы Круг песен (слова Гейне), Мирты; Круг песен (слова Й. Эйхендорфа), Любовь и жизнь женщины (слова А. Шамиссо), Любовь поэта (слова Гейне; все 1840), Романсы и баллады (тетради 1–4, 1840–47), Альбом песен для юношества (1849) и др.; вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации и др.; музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч. «Манфред» Дж. Байрона (1849), увертюры «Мессинская невеста» (по Ф. Шиллеру), «Юлий Цезарь» (по В. Шекспиру), «Герман и Доротея» (по Гёте; все 1851).


© 2002–2009 Аркадий Чубрик · classic@chubrik.ru