Соната № 8
Соната № 23
|
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven, 1770–1827) — немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получилу отца, певчего Боннской придворной капеллы,и его сослуживцев.С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховенав духе немецкого просветительства.С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы.В 1787 Бетховен посетилв Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации. После окончательного переездав Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовалсяу Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховенав Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходилис огромным успехом.К началу 1800-х гг. Бетховен— автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмоми новизной музыкального языка.В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая»)и 14 (т. н. Лунная), первые6 струнных квартетов.В 1800 была исполнена1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появилисьв 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность,а после 1815от неё отказаться.В произведениях 1802–12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена.В последний период творчества появились его величайшие создания— 9-я симфония с заключительным хоромна слова оды«К радости» Шиллераи Торжественная месса,а также шедевры его камерной музыки— сонаты для фортепиано№ 28–32 и квартеты № 12–16. На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связанос современным ему искусством, литературой, философией,с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, В. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена— тема героической борьбыза свободу, воплощённаяс особенной силойв 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио»,в увертюре «Эгмонт»,в фортепианной сонате № 23(т. н. Appassionata) и др. Вместес тем Бетховен создал много сочинений, выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирический диапазон его adagio и largo.Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за Й. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительностив их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием.В трактовке главнойи побочной партийи их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей. Этимв значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующихи заключительных партий, увеличение масштаба разработоки введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминациив развёрнутую коду.С этим же связанои более широкое понимание границ тональностии сферы действия тонального центра, чему его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий. Важную рольв формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьированияи вариационной формой. Совершенствуя найденнуюим форму свободных вариаций (финал фортепианной сонаты № 30, вариациина тему Диабелли,3-я и 4-я части9-й симфонии и др.), Бетховен существенно обогатили традиционные типы варьирования (Andanteиз 5-й симфонии, 32 вариации для фортепианоc-moll, медленные части фортепианных сонат № 23и 32). С новым принципом сочинения вариаций связани новый подходк полифонической технике.В произведениях последнего периода имитационная полифония фигурирует как составной элемент разработок (фортепианная соната № 28), как начальная или заключительная часть цикла (фортепианные сонаты№ 29, 31, квартет № 14). Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так,в Allegretto из 7-й симфонии темаи контрапункт образуют мелодическое «двуединство», обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией.Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски и эскизы, которые сохранилисьв его музыкальном архиве (свыше 7500 листов). Большой биографический интерес представляютт. н. разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения беседс момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминанияо его произведениях часто встречаютсяв русской классической литературеи литературной критике. Многочисленные статьи А. Н. Серова, В. В. Стасова, В. В. Асафьева внесли вкладв мировую бетховениану<...>
Сочинения: Опера — Фиделио(1-я редакция под названием Леонора, постановка под названием Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена;2-я редакция с добавлением увертюры Леонора№ 3, 1806, Вена;3-я редакция 1814, Вена); балеты,в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хораи оркестра — оратория Христосна Масличной горе (1803), МессаC-dur (1807), Торжественная месса (1823), кантаты; для симфонического оркестра— 9 симфоний (1-я, 1800; 2-я, 1802; 3-я, Героическая, 1804;4-я, 1806; 5-я, 1808; 6-я, Пасторальная, 1808;7-я, 1812; 8-я, 1812; 9-я, 1823); увертюры— к трагедии «Кориолан» Коллина (1807),к трагедии «Эгмонт» Гёте (1810) и др.; концерты для инструментовс оркестром — 5 для фортепиано(1-й, 1795; 2-й, 2-я редакция 1798;3-й, 1800; 4-й, 1806; 5-й, 1809), для скрипки (1806), Тройной концерт для фортепиано, скрипкии виолончели (1804); камерно-инструментальные ансамбли— 16 струнных квартетов (1798–1826),10 сонат для фортепианои скрипки (в т. ч. 9-я, «Крейцерова», 1803),5 сонат для фортепианои виолончели; для фортепиано— 32 сонаты, вариационные циклы(в т. ч. 32 вариации c-moll; багатели); песни,в т. ч. циклК далёкой возлюбленной (1816); обработки народных песен; музыкак спектаклям драматического театра и др.