3 мимолётности, op. 22 (Рихтер)
10 пьес из балета «Ромео и Джульетта» для фортепиано, op. 75 (Гаврилов)
Соната № 2
Соната № 7 | (Плетнёв)
(Поллини)
| |
Соната № 8 | (Гаврилов)
(Гилельс)
| (Плетнёв)
| (Рихтер)
| |
Концерт № 1 | (Ашкенази)
(Гаврилов)
| |
Концерт № 2
Концерт № 3 | (Ашкенази)
(Плетнёв)
| |
Концерт № 4
Концерт № 5
Симфония № 1
Симфония № 2
Симфония № 3
Симфония № 4
Симфония № 4
Симфония № 5
Симфония № 6
Симфония № 7
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947).С 1902 занимался композициейу Р. М. Глиэра. С 1904 училсяв Петербургской консерваторииу Н. А. Римского -Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончилеё как композитор (1909)и пианист (1914).В годы учёбыв консерватории начал концертную деятельность.В 1918–33 жилза рубежом; с успехом гастролировалв Европе и Америке. В 1927, 1929и 1932 предпринял концертные поездки в СССР.Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора 20 в.— воплощает гармоничноеи радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразнапо содержанию, соединяющемув себе эпоси лирику, драматизми юмор, характеристичностьи психологизм. Прочно связанноес традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусствав области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовоеи новаторское явление современной эпохи. Оперноеи балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципыи приёмы музыкальной драматургии, принадлежитк числу реформаторских завоеваний музыкального театра (сотрудничалс С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Ужев операх 1910–1920-х гг. («Игрок», «Любовьк трём апельсинам», «Огненный ангел») проявились особенности творческого метода Прокофьева— напряжённостьи непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризмв сочетании с острой характерностью, гибкостьи точность вокальной декламации.От «Игрока» и «Огненного ангела», развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нитик опере «Семён Котко»— народно-бытовой драмео событиях Гражданской войныи военной интервенции1918–20 на Украине, в которой декламационность обогащается национальной народной песенностью. Опыт работы над национальной историко-героической тематикойв жанре киномузыки (кинофильм «Александр Невский», «Иван Грозный»,в содружестве с режиссёром С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияниена стиль композитора (проникновениев музыку приёмов кинодраматургии)и подготовил патриотическуюоперу-эпопею «Войнаи мир». Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые народныеи батальные сценыс большой ролью хора, слитыв ней с традициями лирической оперы— психологизмом выразительных речитативных сцен, развитых арийи ансамблей. В ней, а также в последней опере— «Повестьо Настоящем человеке» (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьевас русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера «Обручениев монастыре» завершила поиски Прокофьевав области современной комической оперы.Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева20-х — начала30-х гг. («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудныйсын», «На Днепре»). Балеты Прокофьева2-й половины 30-х — начала50-х гг. («Ромеои Джульетта», «Золушка», «Сказо каменном цветке») принесли советскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромеои Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развитияв балете, новаторскую трактовку хореографиии музыки, выпуклость музыкальных характеристик. Продолжая традиции балетов П. И. Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра.Не менее значительны достижения Прокофьевав других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его7 симфоний, своеобразно синтезирующиеи развивающие традиции эпического, драматическогои лирико -жанрового симфонизма.1-я симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма.2-я симфония (2-частная) сочетаетв себе драматическую напряжённостьи жёсткость с красотой русского распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию. Тесно связаныс театральным творчеством лирико-драматическая3-я (тематизм «Огненного ангела»)и лирико -жанровая4-я («Блудного сына») симфонии. Эпическая, насыщенная современным содержанием5-я (по словам Прокофьева, «симфония величия человеческого духа»)и лирико -драматическая6-я симфонии навеяны событиями Великой Отечественной войны1941–45. Ясностьюи гармоничностью отличается музыкально-образный строй лирико-созерцательной, просветлённой7-й симфонии. Самобытный стиль фортепианных сочинений Прокофьева(9 сонат и 5 концертов, циклы)с его ударной трактовкой инструментаи преломлением раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значительную рольв формировании нового пианизмав музыке 20 в. Музыка Прокофьева, завоевав огромную популярностьво всём мире, оказала значительное влияниена творчество многих советскихи зарубежных композиторов. Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943; три— в 1946; 1947; 1951). Член Национальной академии«Санта-Чечилия» в Риме (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почётный член «Умелецкой беседы»в Праге (1946).
Сочинения: Оперы — Маддалена (1911;2-я редакция 1913), Игрок(по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва), Любовьк трём апельсинам(по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград), Огненный ангел(по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь), Семён Котко (1940, Москва), Обручениев монастыре (Дуэнья,по Р. Шеридану, 1946, Ленинград), Войнаи мир (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, тамже), Повестьо настоящем человеке(по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград;2-я редакция 1960, Москва); балеты— Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж), Стальной скок (1927, Париж), Блудныйсын (1929, тамже), На Днепре (1932, тамже), Ромеои Джульетта (по В. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград), Золушка (1945, Москва), Сказо каменном цветке(по П. П. Бажову, 1954, Москва); для солистов, хораи оркестра — ораторияНа страже мира (слова С. Я. Маршака, 1950), кантаты,в т. ч. К 20-летию Октября(текст-монтаж Прокофьеваиз сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937), Александр Невский (1939), вокально-симфонические сюиты,в т. ч. Зимний костёр (слова С. Я. Маршака, 1949); для оркестра— 7 симфоний (Классическая, 1917; 1924; 1928; 1930,2-я редакция 1947; 1944; 1947; 1952),Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915), симфоническая сказка Петяи волк (1936),Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.; концертыс оркестром — 5 для фортепиано (1912; 1913,2-я редакция 1923; 1921; 1931, для левой руки; 1932),2 для скрипки (1917, 1935), симфония-концерт для виолончели (1952) и др.; камерно-инструментальные ансамбли,в т. ч. сонаты для скрипкии фортепиано, соната для виолончелии фортепиано, соната для флейтыи фортепиано, 2 квартета; для фортепиано —9 сонат, циклы Сарказмы, Мимолётности, Сказки старой бабушки, пьесы; романсы, песни; музыкак спектаклям драматического театра и кинофильмам.