![]() |
|
Иоганнес Брамс (Johannes Brahms, 1833–1897) — немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родилсяв семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыкеу отца, затему Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял,но большинство ранних сочинений позже уничтожил.В возрасте 20 лет совместнос венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку,во время которой познакомилсяс Ф. Листом, Й. Иоахимоми Р. Шуманом, которыйв 1853 на страницах журнала «Neue Zeitschrift für Musik»(Mainz) приветствовал талант композитора. В 1862 переехалв Вену, где успешно выступал как пианист, позднееи как хоровой дирижёрв Певческой капеллеи Обществе друзей музыки.В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступаетс исполнением своей музыки как дирижёри пианист, много путешествует.В обстановке борьбы сторонников Ф. Листаи Р. Вагнера (веймарская школа)и последователей Ф. Мендельсонаи Р. Шумана (лейпцигская школа),не примкнув к какому-либо из этих направлений, Брамс глубокои последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизационный склад сочетаетсяв ней со строгой логикой развития.Музыкальное наследие композитора обширно и охватывает многие жанры(за исключением оперы).4 симфонии Брамса,из которых особенно выделяется последняя,— одноиз высших достижений симфонизма2-й половины 19 в. Вследза Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Брамс понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей.По художественной значимостик симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфониис солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежитк числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также2-й фортепианный концерт (1881).Из вокально -оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием»(1868) с его эпическим размахоми проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамса, видное местов которой занимают обработки народных песен. Произведения камерно-инструментального жанра относятся преимущественнок раннему (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.)и к позднему периодам жизни Брамса, когда возникли лучшиеиз этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черти одновременно субъективно-лирическая направленность(2-е и 3-е фортепианное трио, сонаты для скрипкии для виолончелис фортепиано и др.). Фортепианные произведения Брамса отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начавс сонат, Брамсв дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры.В фортепианных вальсахи «Венгерских танцах» выразилось увлечение Брамса венгерским фольклором.В последний период творчества Брамс создал фортепианные произведения камерного плана (интермеццо, каприччио).
Сочинения: Для хора с оркестром — Немецкий реквием (1868), Песнь судьбы, Триумфальная песнь (обе— 1871),на тексты И. В. Гёте— кантата Ринальдо (1868), Рапсодия (1869), Песнь Парок (1882); для оркестра— 4 симфонии (1876–85), 2 серенады (1857–60), Вариациина тему Й. Гайдна (1873), Академическаяи Трагическая увертюры (1881); концерты для инструментовс оркестром — 2 для фортепиано (1858, 1881), для скрипки (1878), двойной для скрипкии виолончели (1887); камерно-инструментальные ансамбли— сонаты(3 для скрипкии фортепиано, 1878–88; 2 для виолончелии фортепиано, 1862–86; 2 для кларнетаи фортепиано, 1894),3 фортепианных трио(1853–86), трио для фортепиано, скрипкии валторны (1865), для фортепиано, кларнетаи виолончели (1891),3 струнных квартета(1861–75), 2 струнных квинтета(1882–90), фортепианный квинтет (1862), квинтет для кларнетаи струнных (1891); для фортепианов 2 руки — 3 сонаты (1852–53), вариациина тему Р. Шумана (1854), вариациии фуга на тему Г. Ф. Генделя (1861), баллады, фантазии, рапсодии, интермеццо, каприччио; для фортепианов 4 руки — 4 тетради Венгерских танцев, Песни любви— вальсы (1874), Новые песни любви— вальсы (1877); для органа— 11 хоральных прелюдий и др.; для хора— около60 смешанных хоров,7 песен Марии (1859),7 мотетов (1864–89); вокальные ансамбли для голосас фортепиано — 60 вокальных квартетов,20 дуэтов, около 200 романсови песен; 4 серьёзных напева (1896); свыше 100 обработок народных песен(в т. ч. 49 немецких народных песен).